На прошлой неделе открыли, без преувеличения, лучшую автомобильную дорогу Архангельской области. Фактически заново был отстроен 13-километровый участок федеральной трассы М-8 Москва–Архангельск на подъезде к областному центру – от поселка Дорожников до Северодвинского мостового перехода. Новая дорога – это не просто участок асфальта, это ещё и попытка научить архангельского водителя думать на дороге по-новому.
Реконструкция трассы М-8 на подъезде к Архангельску началась ещё летом 2013 года. Главной задачей, которая была поставлена перед проектировщиками и строителями, стало увеличение пропускной способности автодороги на подъезде к областному центру и обеспечение безопасности.
Сегодня специалисты называют 13-километровый участок автотрассы лучшей дорогой Архангельской области. И действительно, в регионе больше нет четырёхполосной дороги первой категории, безопасность которой отвечает самым современным стандартам. В частности на всём протяжении заново отстроенной дороги обустроено барьерное ограждение, также барьерное ограждение разделяет встречные потоки автомобильного транспорта, что исключает возможность лобовых столкновений автотранспорта – самого опасного вида дорожно-транспортных происшествий.
В то же время разделение встречных потоков привело к неудобствам для жителей посёлков, через которые проходит автодорога. В частности из-за исключения возможности левого поворота для того, чтобы попасть в Зелёный бор, необходимо совершить многокилометровый «круг» и развернуться на ближайшей разноуровневой дорожной развязке.
С одной стороны, такие манёвры усложняют жизнь населения посёлка и автомобилистов, приводят к дополнительному расходу топлива. А с другой – обеспечивают безопасность. Кроме этого, по словам специалистов, такие схемы разъездов повсеместно используются в столице и других крупных городах страны и во всём мире, а потому безопасный поворот налево, для которого приходится совершать многокилометровый манёвр, – вопрос привычки, которая сохраняет жизни.
Ещё одной особенностью новой дороги стали впервые установленные в регионе шумозащитные экраны, которые ограждают жителей посёлка Зелёный бор от излишнего шума проезжающего по федеральной трассе транспорта. Необходимость их установки вызвана тем, что фактически М-8 находится внутри посёлка и проходит в непосредственной близости от жилых домов. Экраны позволят сделать жизнь людей спокойнее.
Вообще, посёлок Зелёный бор во время строительства дороги часто оказывался в центре внимания дорожников. Например, при реконструкции автодороги пришлось расширять и единственный в области подземный пешеходный переход. В своё время целесообразность его строительства вызывала многочисленные усмешки жителей, а теперь после реконструкции автотрассы он остался единственным путём, по которому можно попасть из «левой» половины Зелёного бора в «правую».
Приятным для жителей региона фактом может стать не только появление самой современной дороги, но и то, что генеральным подрядчиком на строительстве выступала архангельская компания «Автодороги». Соответственно, и налоги, которые платила фирма из средств, полученных из федерального бюджета (всего на строительство дороги потрачено шесть миллиардов рублей), остались в регионе.
«Слабым звеном» нового участка автомобильной дороги остаётся «бутылочное горлышко» на въезде в Архангельск – Северодвинский мост. Сегодня к этим «воротам в город» ведут фактически две четырёхполосные дороги, потоки из которых упираются в двухполосную дорогу на мосту, что приводит к образованию километровых пробок, которые нередко растягиваются до поворота на Заостровье.
Изменились и приоритеты при въезде на мост. Если раньше главной считалась дорога, ведущая из Москвы, то теперь перед въездом на мост преимущество имеют автомобили, едущие из Северодвинска.
Кардинальным решением проблемы «бутылочного горлышка» может стать строительство нового железнодорожного моста через остров Турдеев и перевод Северодвинского мостового перехода полностью в разряд автомобильных. Но для этого потребуются федеральные инвестиции не только со стороны бюджета, но и монополиста – Российских железных дорог, поскольку будет необходимо строительство новой железнодорожной ветки.
Однако частично решить проблему «бутылочного горлышка» можно будет уже в ближайшие несколько лет. Первый шаг в этом направлении будет совершён уже 1 января 2017 года, когда Окружное шоссе и дорога на аэропорт перейдут из муниципальной и областной собственности в собственность Федерации.
Уже сейчас озвучиваются планы Росавтодора о последующем расширении Окружного шоссе до четырёх полос, после чего появится дополнительная возможность без проблем попасть в центр города, минуя Северодвинский мост. А потому в Поморье уже скоро сможет появиться ещё одна «самая лучшая дорога».
Фото: Фото Евгении Рачеевой