В следующем году ожидается серьезный рост цен на автомобили, и поводов сразу несколько. Самым весомым, судя по всему, станут не курсы валют и не инфляция: в правительстве изучают возможность поднять утилизационный сбор в два раза, пишет «Коммерсант». Что это означает для автомобилистов?
Новое предложение, по данным издания, является доработкой уже существующего проекта индексации утилизационного сбора в 2018 году, но если раньше речь шла о 15%, то в последней редакции величина выросла до 87–125%!
Утилизационный сбор был введен в 2012 году в качестве одной из протекционистских мер: поначалу его платили только импортеры. В 2014 году под давлением Евросоюза Россия вынуждена была распространить сбор и на машины отечественной сборки (включая иномарки), но для последних придумали схему косвенной компенсации за счет госсубсидий.
Размер утилизационного сбора зависит от объема двигателя. Для популярных машин с двигателями до двух литров изначально он составлял 26,8 тысячи рублей, в 2016 году был увеличен до 44,2 тысячи рублей.
Согласно первоначальному плану, размер тарифа достиг бы 50 тысяч рублей, если же в правительстве одобрят более суровый вариант — до 90–100 тысяч рублей.
Сбор также зависит от возраста автомобиля, поэтому для ввозимых иномарок старше трех лет он составляет сейчас 165 тысяч рублей (двигатели до двух литров), но в перспективе может достигнуть 300 тысяч.
Максимальная величина утилизационного сбора сегодня — 700 тысяч рублей для подержанных машин с двигателями объемом более 3,5 литра.
Впрочем, импорт подержанной техники и без того упал до критических величин, в том числе из-за необходимости оснащать такие машины модулями ЭРА-ГЛОНАСС.
На повышение утилизационного сбора наслаивается и рост акцизов, заложенный в проект федерального бюджета 2018 года. Сегодня акциз зависит от мощности двигателя, и при новой схеме возрастет количество градаций. Если сегодня за машины мощностью более 150 л.с. платится по 420 рублей за «лошадь», то с 2018 года появятся увеличенные тарифы для машин с двигателями мощнее 200 л.с. Так, для диапазонов мощностей 200–300, 300–400, 400–500 и свыше 500 л.с. ставки акциза составляют 897, 925, 965 и 1084 рублей соответственно.
Получается, что если по нынешним тарифам за автомобиль мощностью 250 л.с. в 2018 году пришлось бы заплатить 109 тысяч рублей, то по новым правилам — 224 тысячи рублей.
Поэтому многие эксперты прогнозируют рост цен на автомобили в 2018-м на величины порядка 10–17%, а для среднеценового сегмента — не менее 100 тысяч рублей.
К этому можно добавить традиционное новогоднее подорожание, которое в последние годы практикуют почти все марки.
Между тем рублевые цены на автомобили в этом году достигли исторических максимумов. В течение года наблюдалась легкая корректировка «в минус» у некоторых марок, но по итогам трех кварталов общей тенденцией было подорожание.
Hyundai Solaris Comfort 1,6 в 2015 году стоил от 566 тысяч рублей, сейчас его цена составляет без малого 800 тысяч (за это время модель сменила поколение). Базовая Lada Granta с января 2015 года подорожала почти на 80 тысяч рублей, Renault Logan прибавил более 100 тысяч, SKODA Rapid — 150 тысяч, наиболее доступный Toyota RAV4 подорожал почти в полтора раза: 1,450 млн против 988 тысяч.
Во второй половине года рынок оживили целевые госпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», рассчитанные до декабря 2017 года. Они предлагали скидку до 10% и субсидированную ставку кредитования, но ажиотажный спрос привел к их внезапной «кончине» еще до конца октября. Программы возобновят свое действие в следующем году, но, скорее всего, со второго квартала.
Представители автобизнеса не вполне понимают необходимость повышения утилизационного сбора, поскольку в первую очередь он бьет по импорту автомобилей, который и так находится на крайне низком уровне и не представляет угрозы для моделей российской сборки.
Впрочем, возможно, основной целью являются автомобили премиум-сегмента, которые до сих пор в основном импортируются. У BMW есть сборочные цеха под Калининградом, а Mercedes-Benz строит завод в Подмосковье, но львиная доля премиальных и люксовых машин ввозится из-за границы. Именно для них поправки будут наиболее ощутимы из-за больших объемов двигателя и мощностей. Например, если сейчас за автомобили с четырехлитровым двигателем мощностью 350 л.с. платится 328 тысяч (сбор и акциз вместе), то с нового года сумма может возрасти до без малого 700 тысяч рублей. Это чувствительно даже для топового сегмента. Не исключено, что такие меры нужны для стимулирования локализации премиум-машин в России.
Несмотря на высокие цены, в 2017 году продажи машин возросли: по итогам 11 месяцев рынок прибавил около 12%, правда, относительно низкой базы 2016 года.
Так ждать или покупать? Если обновление машины вам в самом деле необходимо, стоит пройтись по автосалонам: многие компании предлагают сегодня специальные условия и скидки. Предпосылок к тому, что с нового года цены на автомобили сохранятся или снизятся, нет.
Артём Краснов