Евгений из Челябинска давно мечтал о минивэне и весной 2021 года решил купить полноприводный Mitsubishi Delica D5, который нашел в автообъявлениях. На первый взгляд, наш герой всё сделал верно: перед сделкой тщательно проверил все документы, номера кузова и двигателя. Но поставить машину на учет не смог, а сейчас судьба «Делики» туманна — в лучшем случае челябинец сможет продать ее на запчасти. В чём тут подвох, разбирались коллеги из 74.RU.
Нужный автомобиль Евгений нашел в Новосибирске. Цена составила чуть более миллиона рублей за Delica 2010 года выпуска, что соответствует рыночной стоимости модели.
— По телефону ответил вежливый человек, судя по голосу — пенсионер, — рассказывает Евгений. — Он не давил на меня, ничего не навязывал. Мы немного поторговались, он скинул цену до миллиона рублей, и я тут же купил билет на поезд до Новосибирска.
Встретиться договорились на вокзале, но, когда Евгений прибыл в город, продавец сослался на дела и попросил подождать сначала полчаса, потом еще немного. В конце концов он сказал, что совсем занят и вместо него приедет сын. Вскоре действительно приехал молодой человек и показал права: как минимум он был однофамильцем собственника.
Евгений осмотрел машину и сверил все номера — они совпадали. У праворульных машин нет привычных VIN, поэтому в документах фигурировал одиннадцатизначный номер кузова, но это нормально.
Пустой договор купли-продажи был подписан продавцом, и к нему прилагалась ксерокопия паспорта владельца. Проще говоря, Евгению предлагалось заполнить все недостающие данные самостоятельно, что иногда практикуется при таких сделках.
— На первый взгляд, всё было нормально, — вспоминает Евгений. — Я отдал деньги сыну продавца, предложил даже его подвезти, но он сказал, мол, не надо, мне близко. Я в эйфории поехал в Челябинск, долетел, наверное, часов за двадцать, ну и потом поехал ставить машину на учет.
И тут возникли проблемы. Евгений успешно прошел сверку номеров, но уже при регистрации инспектор МРЭО заподозрил подлог. Судя по всему, его смутила отметка о наличии газобаллонного оборудования на машине, хотя по факту его не было. Регистрацию поставили на паузу, а челябинцу сказали отвезти документы в полицию для проверки.
И выяснилось вот что: Delica с такими же регистрационными данными ездит по Твери, а копия паспорта, которую приложил к договору владелец, поддельная: в ней изменены фото и год рождения (цифру 8 поменяли на 6).
Судя по всему, автомобиль был ввезен в виде «конструктора»: эта схема использовалась раньше для ухода от таможенных сборов. Затем машине перебили номера и сделали поддельные документы, скопировав регистрационные данные реальной машины. Отличить такой клон весьма непросто, а чтобы избежать ловушки, нужно чуть заморочиться при покупке.
Самое простое, что мог сделать Евгений, — это отправиться с продавцом или его представителем в ГИБДД Новосибирска и сразу поставить автомобиль на учет.
— То есть владелец или его законный представитель сначала сняли бы машину с учета, а затем покупатель поставил бы ее на себя, причем раз у него челябинская прописка, он получил бы номера с кодом своего региона, — объясняет юрист компании «Филатов и партнеры» Ирина Зайцева. — Да, никто не хочет тратить лишнее время, но такой подход избавляет от массы рисков.
Специалист подчеркивает, что при покупке машины нельзя иметь дело с неофициальными представителями продавца. Как минимум человек должен быть уполномочен на подобные сделки нотариально заверенной доверенностью. А лучше всего увидеть владельца и его паспорт, заодно сфотографировав их.
В данном случае продавец почти наверняка отказался бы от посещения МРЭО ГИБДД, сославшись на уважительные причины (нет времени, приболел и так далее), но подобная строптивость — плохой признак. Фактически Евгений покупал автомобиль, не имея возможности сопоставить данные продавца и владельца, указанного в ПТС.
Евгений, кстати, мог проверить паспорт владельца по открытой базе данных МВД, но этот сервис позволяет лишь установить, действителен ли данный номер паспорта или нет. То есть выявить подлог фотографии и года рождения он не позволит.
Не вредно проверить сам автомобиль с помощью любого онлайн-сервиса, например выше показано, как выглядит оригинал Mitsubishi Delica, зарегистрированный в Твери. Поскольку марка, модель и номера машин совпадают, нужно обратить внимание на детали. На фото видны различия между машинами, и, хотя они мелкие, можно расспросить владельца о них. Кроме того, можно сравнить его рассказ с историей регистрации автомобиля, которую выдают подобные сервисы. Правда, в данном случае злоумышленники хорошо изучили историю машины, и по легенде владелец-пенсионер приехал как раз из Твери.
А ниже — результаты проверки этого автомобиля по штрафной базе данных ГИБДД: очевидно, что в конце февраля Delica была в Москве, хотя владелец не упоминал Евгению об этом. Такие нюансы обычно не позволяют что-то доказать, но по характеру ответов можно понять, что продавец «мутный».
Эксперты советуют также проверить владельца по базе данных судебных приставов, а саму машину по реестру залогового имущества, что избавит от возможных претензий со стороны банков и прочих кредиторов. Первоначальную проверку можно провести самостоятельно и в день сделки повторить процедуру в присутствии нотариуса, чтобы при необходимости подтвердить статус добросовестного покупателя.
Поскольку потенциальных проблем с подержанным автомобилем много, специалисты советуют проверять его и владельца всеми возможными способами, тем более большинство из них доступно по клику мышки.
— К сожалению, в России сформировалось устойчивое мнение, что приобретение подержанной машины — минутное дело, — говорит Ирина Зайцева. — При покупке квартиры у нас принято всё тщательно проверять, а машины, которые стоят зачастую как недвижимость, покупают практически не глядя. Я сама называю себя «вредным покупателем», потому что перед сделкой обязательно проверяю всё: и машину, и продавца. Сегодня есть огромное количество инструментов для этого. И, конечно, лучше всего проводить сделку в один день, приехав в ГИБДД вместе с прежним владельцем.
Самого владельца можно мотивировать на такой шаг следующим соображением: сняв машину с учета, он не получит штрафы с камер видеофиксации за нарушения нового хозяина, у которого будет 10 суток для постановки машины на учет.
В описанной Евгением ситуации можно было также сделать качественные фотографии «сына» владельца. Вероятно, он воспротивился бы фотосессии, но это также было бы одним из свидетельств, что сделка подозрительная.
Судьба Mitsubishi Delica сейчас туманна: полиция проводит доследственную проверку, но уголовное дело пока не возбуждено. В теории Евгений может расторгнуть сделку и потребовать от продавца возврата денег, но это осложнено «анонимностью» покупки — данные реального «причинителя вреда» неизвестны.
Евгению в любом случае нужно дождаться результата полицейской проверки. Не исключено, что будет назначена экспертиза подлинности номера кузова, причем некоторые методы являются разрушающими, что приводит к порче номера и необходимости его восстановления. Четыре года назад появилась процедура, позволяющая сделать это.
Подлоги при продаже автомобиля — явление частое. Вот история владельца Land Rover, который попал под подозрение из-за якобы перебитого VIN.
Будьте осторожнее и при покупке новой машины: все активнее так называемые «серые дилеры». Они завлекают низкими ценами, а затем с помощью массы уловок склоняют к приобретению дорогой машины в кредит.
Мошеннические схемы поджидают, конечно, в разных сферах жизни. Например, ранее мы рассказали историю семьи врачей из Архангельска, которых обманули на семь миллионов рублей. В 2020 году жители Архангельской области отдали мошенникам более 327 миллионов рублей.