28 октября четверг
СЕЙЧАС -4°С

Как вернуть бракованный автомобиль

Юрист объясняет тонкости законодательства

3 083

Поделиться

Одно из оснований для возврата автомобиля — проявление недостатка вновь, после его устранения

Одно из оснований для возврата автомобиля — проявление недостатка вновь, после его устранения

Поделиться

В некоторых случаях проблемы с машиной возникают буквально с первых дней эксплуатации. Разумеется, что владельцы начинают отстаивать свои интересы в суде. В последнее время такие истории можно всё чаще увидеть в различных СМИ. Так, например, недавно житель Челябинска смог взыскать с известного автозавода 1 600 000 рублей — почти вдвое больше покупной цены за свой внедорожник 2018 года. Автомобиль ломался так часто, что суд безоговорочно встал на сторону клиента.

Юрист Роман Митяев утверждает: эта сумма — не предел. Случаи возврата крупных сумм за некачественные автомобили — не редкость и в Архангельской области. Интересными историями из практики он поделился в интервью.

Юрист Роман Митяев

Юрист Роман Митяев

Поделиться

— Какие интересные моменты были в вашей практике?

— Что касается продукции отечественного автопрома, то в моей практике были случаи более интересные. К примеру, по одному делу за «буханку» стоимостью 620 000 рублей я взыскал 2 050 000 рублей. А это более чем три стоимости автомобиля. В процентном соотношении к стоимости автомобиля это, пожалуй, личный рекорд. Но рекорд по сумме взысканных денежных средств с импортера в моей практике установлен в деле о возврате премиального немецкого внедорожника. В общей сложности суд взыскал почти 8 миллионов рублей при стоимости машины в 2017 году 3 017 000 рублей.

— Из чего же складывается такая компенсация потребителю за некачественный товар?

— Во-первых, взыскивается стоимость автомобиля на дату вынесения решения. К примеру, автомобиль был куплен новым за 1 000 000 рублей год назад. Сейчас стоимость такого нового автомобиля составляет 1 200 000. Соответственно суд при вынесении решения учитывает это обстоятельство и взыскивает с ответчика стоимость нового автомобиля на текущую дату. Логика законодателя заключается в том, что потребитель, возвращая некачественный автомобиль, имел возможность приобрести такой же новый. Данная норма закона очень актуальна в настоящее время, учитывая рост цен на автомобили.

Во-вторых, взыскивается неустойка в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.

В-третьих, взыскивается штраф за отказ в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке. Размер этого штрафа составляет 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Но необходимо помнить, что сумму неустойки и штрафа суд может снизить по заявлению ответчика в определенных случаях.

Если автомобиль куплен в кредит, то можно взыскать проценты, уплаченные по такому автокредиту. Также еще можно взыскать стоимость дополнительного оборудования, установленного на автомобиль, например стоимость сигнализации. Опять же такие штрафные санкции направлены на то, чтобы продавец решал все споры с потребителем оперативно в досудебном порядке. Довел спор до суда — плати неустойку и штраф.

— С какими проблемам сталкиваются владельцы автомобилей в плане качества?

— Я думаю, что основная проблема в качестве обслуживания и отношении дилера к своим клиентам. Такое ощущение, что после того как вы отдали деньги за машину в кассу автосалона, вся лояльность на этом заканчивается и улыбки с лиц менеджеров пропадают.

В большинстве случаев дилеры нарушают срок устранения недостатков, который в силу ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» не может превышать 45 дней. Если автомобиль находится в гарантийном ремонте более 45 дней, то это является самостоятельным основанием для расторжения договора купли-продажи.

В двигателе немецкого внедорожника, к примеру, сломалась турбина, а в России их не было. Ждали, пока привезут из Германии. А рама из Ульяновска до Архангельска путешествовала 105 дней. Всё это время автомобиль находился у дилера. Разумеется, что суд в таких случаях встает на сторону потребителя.

Если автомобиль несколько раз ремонтировали за гарантийный год и срок таких ремонтов превысил 30 дней, то это тоже будет основанием для возврата. В таком случае будет иметь значение неоднократность устранения различных недостатков. По смыслу закона потребитель должен пользоваться автомобилем, а не ремонтировать его постоянно.

Еще одно основание для возврата автомобиля — это проявление недостатка вновь, после его устранения.

В большинстве случаев так происходит с лакокрасочным покрытием. Например, на кузове появляется очаг коррозии. Дилер устраняет этот недостаток, окрашивает кузов. Но через какое-то время коррозия появляется вновь в том же самом месте. Причиной тому может служить или низкое качество работ, или технология окраски в условиях дилерского центра не дотягивает до заводской и не обеспечивает надежную защиту от коррозии.

В случае с «буханкой» часто встречается проблема с поворотностью проявления недостатков в виде трещин на раме и элементах кузова.

— Грузовые машины тоже ломаются. А их можно вернуть?

— Да, коммерческий транспорт и спецтехнику тоже можно вернуть. Но есть свои особенности. Закон «О защите прав потребителей» в таких случаях не применяется.

Недавно ко мне обратилось одно предприятие, занимающиеся перевозкой леса. Проблема была с новым полуприцепом. Появились трещины на раме в нескольких местах. Дилер заварил трещины на раме, но предприятие такой способ устранения недостатка не устроил. После нескольких претензий дилер установил на полуприцеп новую раму.

На время устранения недостатка предприятию пришлось взять в аренду другой полуприцеп, чтобы исполнить обязательства перед своими контрагентами. Также предприятие продолжало вносить лизинговые платежи за этот полуприцеп во время простоя. А это всё убытки, которые можно взыскать с продавца.

— Как вы выбрали такое направление деятельности?

— Увлечение автомобилями с детства, а увлечение возвратом автомобилей, если это можно так назвать, началось после того, как дилер отказал мне в замене по гарантии треснувшего амортизатора. И это при условии, что у этого дилера я купил уже вторую машину, вроде как постоянный клиент. В общем, первая машина, которую я вернул, была моя. Взыскал я за японский кроссовер 3 700 000 рублей. На данный момент я вернул 15 автомобилей.

О других интересных случаях из юридической практики Роман Митяев рассказывает на своем YouTube-канале. Там много полезной информации, а в описании под видео есть ссылки на решения судов по каждому случаю. Более подробно о них Роман рассказывает на своем канале в «Яндекс.Дзен». Если необходима личная консультация юриста, звоните по телефону +7 911 555–55–30. Другую контактную информацию можно найти в Instagram.

На правах рекламы

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Загрузка...