В августе на российском авторынке снизились продажи легковых и легких коммерческих транспортных средств. Спад по отношении к аналогичному периоду прошлого года составил 17%. Причина — в глобальном дефиците микроэлектроники, который ограничивает предложение отечественного автопрома. К такому выводу пришли аналитики ВТБ Капитал.
— Сейчас на рынке спрос превышает предложение, и такая ситуация, скорее всего, будет сохраняться как минимум до конца года. Это и приведет к замедлению темпов роста автомобильного рынка. Однако с учетом значительного объема продаж в первом полугодии, по итогам всего 2021 года рынок, по нашим оценкам, всё же вырастет к прошлому году, несмотря на падение показателей в оставшиеся месяцы, — комментирует аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов.
О значительном объеме продаж в первом полугодии говорит тот факт, что за восемь месяцев 2021 года выдачи автокредитов на российском рынке составили около 720 миллиардов рублей. Это почти на 60% превышает прошлогоднее значение за аналогичный период. Поэтому, по прогнозам аналитиков ВТБ, несмотря на наметившееся снижение продаж, рынок продемонстрирует положительную динамику в целом по итогам года.
С января по август клиенты ВТБ заключили более 57 тысяч сделок на 62,5 миллиарда рублей. Это более чем на 40% превышает результат за аналогичный период прошлого года. В августе прирост продаж составил 25%. Чаще всего клиенты приобретают автомобили марок Lada (26% общего объема продаж), Hyundai и Kia (по 11%).
Регионами-лидерами по объему выданных автокредитов стали Москва и область (19,8 миллиарда рублей), Санкт-Петербург и Ленобласть (6,6 миллиарда рублей), а также Краснодарский край (2,9 миллиарда рублей). По прогнозам ВТБ, к концу сентября объем выдачи таких займов клиентам банка составит более 9 миллиардов рублей.
— Окончание отпускного сезона традиционно повышает спрос на покупку автомобилей, но в этом году на него влияет дефицит чипов и, как следствие, рост цен. Тем не менее рынок по итогам года будет в плюсе — наверняка осенью-зимой мы увидим спецпредложения от дилеров, кроме того, вероятен рост продаж подержанных автомобилей. Потребителям стоит обратить внимание и на шеринговый рынок — всё больше компаний предлагают транспортные средства в прокат, что очень удобно для коротких поездок, даже в выходные. Еще одно перспективное направление — сервис авто по подписке, который мы в ближайшее время предложим своим клиентам, — отмечает начальник управления организации продаж автокредитов, вице-президент ВТБ Владимир Высоцкий.
Банк ВТБ (ПАО).