Из старенькой покоцанной в ДТП «Лады» наш земляк Александр Ларионов сделал гоночный суперлегкий автомобиль для соревнований. На нём он берет такие скорости по ледовому треку, что даже у зрителей дух захватывает. Досталась ему «Калина» за копейки и в руках мастера переродилась: была разобрана, собрана под гонки и всё еще продолжает модернизироваться. Наружные элементы той же формы, но уже пластиковые, чтобы максимально разгоняться. Внешне вроде та же «Лада-Калина», только характер уже совсем другой. Технически внутри изменено всё.
«В автоспорте привлекали скорость и дух соперничества»
Архангелогородец Александр Ларионов занимается гонками шесть лет. Водить начал еще в школе, сначала гонял на картах во Дворце пионеров, а затем, после колледжа, перешел в настоящие автогонки. Несколько лет соревновался на ВАЗ-2108, а затем пересел на «Ладу-Калину» 2008 года.
— Как и всем мальчишкам, мне всегда хотелось гонять. Привлекали скорость и дух соперничества. Соревнования — это адреналин, эмоции. Мы вообще всё в жизни делаем ради эмоций каких-то.

— В 2016 году у меня появился автомобиль, который я подготовил к соревнованиям. На тот момент «Лада-Калина» очень хорошо зарекомендовала себя в автоспорте: в кольцевых гонках, в ралли. Поэтому уже было четкое понимание, что я хочу именно эту машину. Она была после легкого ДТП, купил за копейки. Так как я сам занимаюсь кузовным ремонтом, смысла покупать новый автомобиль не было. Для автоспорта машина обычно полностью разбирается до гайки, а потом заново под новые технические задачи собирается.

С момента покупки гонщик постоянно модернизирует свой автомобиль. Несмотря на то что он до сих пор похож на «Калину», от серийного автомобиля осталось не так много деталей:
— От старой машины осталось немного. Это кузов, в котором самое главное — лонжероны и силовая основа. Все наружные, навесные элементы были поменяны на пластиковые. Это всё сделано для облегчения автомобиля. Он, может быть, и кажется «Ладой-Калиной», но это только внешность. Технически там изменено всё: доработан двигатель, доработана коробка переключения передач, доработана подвеска плюс установлен каркас безопасности.

Разгон до «сотни» за пять секунд
Машину Александр готовит под трековые ледовые гонки. Трассы на таких соревнованиях подразумевают наличие сложных поворотов, поэтому гонщики стремятся повысить не максимальную скорость автомобилей, а скорость разгона.
— Машина настроена не для максимальной скорости, а для максимально быстрого ускорения. Моя «Калина» разгоняется до 100 км/ч где-то за пять секунд (тогда как заводская модель тратит на это от 10 до 15 секунд. — Прим. ред.).
Добиться таких результатов удалось благодаря изменениям в двигателе и коробке передач.
— Под капотом у нас ВАЗовский 16-клапанный мотор, от которого осталась только основа. В нём доработан стандартный коленвал, стоят кованые поршня, кованые шатуны... Повышена на нём и степень сжатия под 102-й бензин. В головке блока цилиндров стоят распредвалы, спецзаказ. Такие не купить нигде в интернете в свободной продаже. Поставлена четырехдроссельная система впуска, которая позволяет больше воздуха взять автомобилю. Как известно, чем больше воздуха может автомобиль взять, тем больше топлива можно в него подать, соответственно, больше мощность. Также полностью изменена коробка переключения передач, то есть если в обычном автомобиле у нас коробка переключения поисковая, Н-образная, то здесь установлена кулачковая секвентальная коробка передач. Проще говоря, она не требует выжима сцепления при переключениях передач, и сами передачи мы переключаем, дергая рычаг либо на себя, либо от себя. На себя — это повышение передачи, от себя — это понижение. Это сделано для того, чтобы переключение передач было четким, быстрым. Именно это требуется на соревнованиях, когда важна каждая доля секунды.
Еще одна особенность трековых ледовых гонок — затяжные повороты, в которые спортсмены входят на больших скоростях (120–140 км/ч). Для того чтобы избежать накладок, гонщик улучшил и топливную систему.
— В данный момент топливная система состоит из двух баков. Один бак — это стандартный на своем штатном месте, второй бак — маленький, он находится под капотом. Его еще называют противоотливной, потому что когда участвуешь в соревнованиях, заходишь в затяжные повороты, топливо может отливать — и именно этот маленький бак с топливным насосом не дает двигателю заглохнуть.

Кстати, топливо в необычную машину заливают особенное.
— В этой машине используется спортивное топливо. Самое основное его отличие — повышенное октановое число и наличие кислорода, который позволяет сжигать больше топлива и увеличивает мощность двигателя. Обычно на гонку нужно 80 литров такого топлива.
Резина специальная — для ледяной поверхности
Трековые ледовые гонки — это очень зрелищный спорт. Ровная поверхность трассы позволяет гонщикам развивать высокую скорость и хорошо чувствовать машину. Но есть в ней и своя особенность — обязательное наличие специальной резины. Без нее машина будет просто буксовать на месте.

— Соревнования проходят на чистом льду. Соответственно, и ездим мы на резине не на гражданской, которая сейчас стоит на автомобиле, а на спортивной. Это специализированная резина, предназначенная для ледовых гонок. Она отличается между собой шипом и количеством шипа на десять погонных сантиметров. От того, какая у тебя резина, зависит и то, в каком классе гонок ты участвуешь.
«Такая резина будет держать на льду, но не будет держать, например, на асфальте. На асфальте такие колеса будут как коты на когтях по линолеуму»

«Едешь в белую стену... в итоге перевернулся на крышу»
Большое внимание гонщик уделяет безопасности. На такой трассе нужно быть готовым ко всему.
— В том году у меня была крупная авария в Вельске, на Кубке городов России. Погода была минус 36 градусов, при такой температуре на треке, когда машины ездят, поднимается снежная пурга и не видно абсолютно ничего. У тех, кто едет первым, вторым, третьим есть хоть какая-то видимость, а тем, кто сзади, абсолютно ничего не видно. Опять же, вход в поворот, 130 км/ч, ты едешь в белую стену. В определенный момент ехал я вторым и мне затянуло в печку снег. Снег через печку прошел, растаял и тут же затянул лобовое стекло. Я еще полкруга проехал, думал, начнет оттаивать, но в итоге вообще потерял видимость. Заехал на сугроб и перевернулся на крышу. Серьезно я не пострадал, потому что машина была подготовлена, но дай бог, чтобы эта авария осталась самой крупной, которая у меня была.

Если внешние отличия гоночной машины от ее заводского собрата минимальны, то салон отличается кардинально.
— Основное отличие от салона штатного автомобиля — это наличие каркаса безопасности, который сделан по регламенту. Кому-то может показаться, что это просто какие-то трубы, — нет, это не так. Для всех машин есть определенный регламент по каркасу безопасности. Подробная схема, как его нужно варить из определенной трубы, определенного диаметра, определенной толщины, определенной марки стали и т. д. Именно благодаря этому каркасу я тогда не пострадал.

Внутри каркаса безопасности находится сиденье ковш. Это жесткое сиденье, которое надежно фиксирует пилота.
— Я сижу в нём плотно. Когда на мне есть шлем, у него (у сиденья) есть боковые уши, при переворотах голова у меня мотыляться не будет, то есть оно обеспечивает неподвижность головы и тела. Помимо сиденья ковш, в автомобиле установлен шеститочечный ремень безопасности, который обеспечивает мою полную неподвижность. Это сделано для того, чтобы при перевороте я не полетел по салону и остался в сидении.

Для облегчения машины из салона убраны все пассажирские сиденья и лишние детали. Изменения претерпела даже приборная панель.
— На ней убрано абсолютно всё лишнее, что есть на штатном автомобиле. Установлен только тахометр, подсчитывающий обороты двигателя, датчики давления масла, лампа «ошибка двигателя» и самые основные тумблеры: «включение зажигания», «запуск автомобиля с кнопки», «включение освещения», «принудительное включение вентилятора охлаждения» и «включение дополнительного топливного насоса». Еще выключатель массы, который полностью отключает всю электрику автомобиля. Еще один выключатель вынесен наружу — для безопасности. Если вдруг что-то с автомобилем произошло и я заблокирован, человек снаружи может полностью отключить электричество, чтобы машина заглохла.

«Выходить на старт надо с холодной головой»
Во время соревнований машина и гонщик становятся одним целым, а значит, навыки Александра должны соответствовать характеристикам машины.
— Ну, помимо подготовки автомобиля, нужна подготовка самого пилота. Я называю это условно — психофизическая подготовка. Многие думают, что автогонки — это покатушки какие-то и подготовка к ним не нужна. Это не так. Когда ты стоишь на старте, рядом с тобой десять соперников, у всех ревут моторы, перед тобой красный сигнал светофора (четыре красных, зеленый), нужно в определенный момент тронуться, не пробуксовать, уехать первым. Это в любом случае нужна психофизическая подготовка, то есть умение сдерживаться, не забуксоваться. Я на соревнованиях заметил и когда занимался картингом, что ребята, которые приходят впервые, они быстрее выгорают, потому что эмоциями переполнены, а этого не должно быть. Выходить на старт надо с холодной головой, с полным пониманием того, что ты делаешь.

Как и любому спортсмену, автогонщику нужны тренировки. Вот только условий для занятий автоспортом в Архангельске практически нет.
— С этим большая проблема. Трасс нету. В прошлый год была трасса в Северодвинске «Ледовый Трек29», в этом году ее не сделали из-за погоды, озеро не замерзло как надо из-за снегопадов. Поэтому тренировок почти нет, только то, что успеваем получить на соревнованиях в Вельске. Иногда для поддержания формы, навыков участвую в гонках на картах. Скорости, конечно, разные, но от этого картинг не менее сложен. Скажу так: на льду (опять же, в зависимости от размера шипов на колесе) автомобиль имеет более плавные, скользящие движения по траектории. Карт в этом плане более быстрый, поворотливый. Реакция при управлении картом нужна не меньше, чем на автомобиле.
За плечами у Александра — множество побед регионального масштаба, но профессионалом он себя не считает.
— Я скорее полупрофессионал. Естественно, я считаю, что опыт есть, но мне кажется, что ты становишься профессионалом, когда гонки перерастают в полноценную работу. У нас в регионе профессиональный автоспорт не развит абсолютно, он находится на уровне полупрофессионального. Конечно, в Вельске проходят хорошие соревнования, туда приезжают спортсмены со всей России. Но эти соревнования не внесены в календарь Российской автомобильной федерации, а значит, официально не являются спортивными. Это, конечно, не умаляет их значимости, ведь туда приезжают профессиональные спортсмены, профессиональные команды. Вот крайний раз была команда из Санкт-Петербурга, которая занимается ралли профессионально, также постоянно участвует в этих соревнованиях Андрей Масленников, мастер автомобильного спорта. Часто такие «полупрофессиональные» соревнования получаются даже масштабнее, чем официальный Кубок России в Тольятти.

По словам гонщика, автоспорт — это очень дорогое хобби.
— Чтобы заниматься автоспортом, нужно место, где готовить автомобиль, нужны крупные финансовые вливания как в автомобиль, так и в его обслуживание. Машину нужно где-то хранить. Потом ее доставлять. Доставлять даже на соревнования — это тоже отдельная статья расходов. Самостоятельно гоночный автомобиль по дорогам общего пользования передвигаться не может из-за изменений конструкции. Расходов очень много, так что цифрами манипулировать не стоит. Могу сказать, что в какой-то момент было желание продать машину. Буквально неделю она постояла, и я с продажи ее снял.

В этом сезоне у Александра появились первые коммерческие партнеры, которые поддерживают его как участника соревнований, но делать автомобили для гонок на заказ он не собирается — пока что это для души.