Тоже думаете, что электромобиль — дорогой транспорт, ненадежный, сложный и едва адаптированный к суровым реалиям Поморья? Доказать обратное могут владельцы электрокаров, один из которых — северодвинец Илья Кирьянов. Он уже несколько лет его водит и рассказал 29.RU, насколько экзотическая для наших мест машина удобна в управлении, каких вложений требует, как показывает себя на бездорожье и в морозы.
«В разы экономнее по сравнению с бензином или дизелем»
Два года назад северодвинец Илья Кирьянов решил пересесть с обычного кроссовера SsangYong Actyon на электромобиль Nissan lEAF.
— Давно присматривался к электрическим машинам, смотрел различные обзоры в интернете. Хотел попробовать, что это, и в 20-м году наконец-то созрел. Заказал машину 2014 года из Японии. Вместе с доставкой, таможней и прочим она мне тогда обошлась в 700 тысяч рублей.
Электрокар Илья брал в первую очередь ради экономии. Новые эмоции и ощущения — стали приятным дополнением.
— Экономически очень выгодно. Просто в разы по сравнению с бензином или дизелем. Экономишь на топливе и тормозных колодках — они меньше изнашиваются, потому что когда на ней тормозишь, идет рекуперация, торможение двигателем. Благодаря такой системе часть энергии при торможении возвращается обратно в батарею. Колодки подключаются только когда сильнее жмешь на тормоз. Тут пробег у меня сейчас 77 тысяч километров, колодки живые и еще походят.
За месяц активного ежедневного передвижения на зарядку такой машины владелец тратит не больше 1000 рублей. В обслуживании электрокар тоже оказался недорогим.
— По сравнению с бензиновой узлов меньше. Например, нет коробки передач, вместо нее — редуктор. Получается, меньше шансов, что что-то сломается. Электромобили надежнее за счет простоты конструкции. Обычно страдает подвеска, как и на всех других машинах. У нас дороги каждый год требуют, чтобы подвеску перебирали… Я за два года владения во всей машине ремонтировал только стойки стабилизатора. Проблем с запчастями и их стоимостью нет, потому что они унифицированы, мне подходят от обычного Nissan Juke.
Электрокаром Илья остался доволен.
— Во-первых, никакой двигатель не шумит, только колеса слышно — это, конечно, очень нравится. Во-вторых, она очень неприхотлива по обслуживанию. Ну и в третьих, в отличие от машин с двигателем внутреннего сгорания, у электрокаров вся мощность доступна сразу. То есть не надо раскручивать двигатель и набирать обороты, чтобы получить максимальную мощность, тут можно со светофора педаль газа в пол, и она очень быстро набирает скорость.
«Город мало адаптирован»
Но есть в конструкции электрокара и свои минусы.
— Зимой пробег сильно снижается. Если, допустим, летом, в прохладную погоду я, грубо говоря, 120–150 км могу на ней проехать, то зимой — километров 70, а если мороз под 30 градусов, то где-то километров 50. Соответственно, по области на данном автомобиле я не могу путешествовать. Куда-то на дачу. Но не более того. Это машина для поездок по городу-пригороду.
Впрочем, в электромобилях подороже запас хода обычно больше. Сейчас, например, Илья планирует купить машину, аккумулятора которой будет хватать на 400 км. Гораздо больше владельцев электромобилей волнуют проблемы с инфраструктурой. Зарядок для электромобилей в Архангельской области мало.
— Город мало адаптирован. В Архангельске две стационарных точки подзарядки. Это Дом молодежи и «Титан Арена». В Северодвинске даже таких нет, там только магазин автозапчастей и автосервис обычные розетки на улицу вывели. Быстрых зарядок у нас в области нет вообще. Мы сильно отстаем по этому показателю по сравнению с Вологодской областью. В Вологде самой три или четыре быстрых зарядки. У них планы по всей области это развить.
Пока электромобили «заправляют» от обычных розеток. На полную зарядку уходит от 6 до 8 часов.
«Не разбираются в этом вопросе депутаты наши, к сожалению»
По словам Ильи, отставание нашего региона во внедрении современных видов транспорта — вина чиновников.
— У нас в этом направлении вообще не думают. Я смотрел сессию областного собрания депутатов, когда они обсуждали вопрос отмены транспортного налога на электромобили, но по факту видна полная некомпетентность. Не разбираются в этом вопросе депутаты наши, к сожалению. Отношение было такое, что электромобили — это стоит очень дорого, чуть-ли не 5–7 млн, и если человек такой автомобиль купил, то налог для него — это уже мелочи. Но какие 5–7 млн, если мне порядка в 700 тысяч обошлась машина?
Чтобы продвигать в Архангельской области интересы электромобилистов, Илья решил создать форум в социальной сети «Телеграм».
— Мы обсуждаем, что и как можно на машину поставить. Допустим, многие на эти машины, так как заряд батареи небольшой емкости, ставят дополнительно зимой внешний тепловой отопитель. Дизельный или бензиновый. Пока у нас на форуме всего 9 человек, я его создал буквально недели 2–3 назад. Мы пообщались с единомышленниками и решили, что пора это дело развивать, общаться, взаимодействовать с органами власти, чтобы добиться установки зарядок в городе. Постепенно количество электромобилей в городе увеличивается, и потребность в инфраструктуре появляется. У меня, например, знакомый буквально на днях пригнал в Северодвинск новую машину.
По прогнозам Ильи, электромобилей в Архангельской области будет становиться всё больше, и этому не помешают даже санкции.
— Я могу ошибаться, но скорее всего будет больше китайских электромобилей продаваться. Потому что у них это всё очень развито: много марок, очень большой модельный ряд. Поэтому я думаю, что китайские машины будут у нас пользоваться спросом. Я как раз к китайской присматриваюсь.
«Электромобили вредят окружающей среде еще больше, чем обычные машины»
Несмотря на то что в широких кругах экологичность считается главным преимуществом электрокаров, Илья ни разу не упомянул о нем в разговоре. Мы спросили почему.
— Дело в том, что это вопрос, который вызывает много споров. Кто-то утверждает, что электромобили вредят окружающей среде еще больше, чем обычные машины. Те, кто так считают, ссылаются на то, что производство аккумуляторов — это вредная технология, к тому же их надо где-то захоранивать… Но мое мнение такое, что, во-первых, когда батарея теряет в емкости, то выкидывать ее никто не собирается, потому что она денег стоит. Даже когда у нее остаток 30–40 процентов, люди могут эти аккумуляторы использовать, они очень хорошо служат, например, для электроснабжения, когда солнечные панели на домах ставят. Это очень выгодно. А во-вторых, аккумуляторы у нас всё равно так или иначе везде используются. Есть у человека машина или нет. Любая техника сейчас с аккумуляторами. Так что в любом случае, заводы по переработке аккумуляторов нужны и перерабатывать их, конечно, надо.