СЕЙЧАС +6°С

Банкротами не станем, но пояса придется затянуть

Все знают, что долг Архангельской области растет из года в год, кредитных обязательств только прибавляется, а налогооблагаемая база при этом сокращается. При принятии поправок в бюджет области был взят курс на экономию. А еще в прошлом месяце аналитики Счетной палаты прогнозировали Поморью банкротство уже к 2015 году. Свой прогноз о будущем экономики региона нам озвучил доктор экономических наук Альберт Васильевич Сметанин.

Альберт Васильевич Сметанин. Советник ректора Северного (Арктического) федерального университета, председатель Ученого совета Заочного финансово-экономического института, доктор экономических наук, профессор, магистр управления бизнесом, академик Российской академии естественных наук, Академии экономических наук и предпринимательской деятельности.

– Альберт Васильевич, расскажите, как формируется государственный долг Архангельской области и сколько на сегодня составляет дефицит бюджета?

– Доходная часть бюджета нашей области складывается из налоговых и неналоговых поступлений, а также из безвозмездных поступлений из федерального бюджета и государственных организаций (государственных корпораций).

Собственные доходы (налоговые и неналоговые поступления) бюджета Архангельской области запланированы законом о бюджете на 2013 год в размере превышающем 44,5 миллиардов рублей. Трансферты из федерального центра увеличивают доходную часть бюджета на 12,2 миллиардов рублей, безвозмездные поступления от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – на 1,6 миллиардов рублей.

Таким образом складывается наша доходная база, которая на конец 2013 года, согласно областному закону в действующей редакции, составляет более 58 миллиардов рублей. Потребность в расходах области значительно выше – для обеспечения финансирования расходных статей нам необходимо более 66 миллиардов рублей. За счет превышения расходной части бюджета над доходной образуется дефицит бюджета, который составляет более восьми миллиардов рублей и составляет 18% от собственных доходов бюджета. Установленные параметры дефицита, с учетом разрешенных Бюджетным кодексом РФ сумм превышений, соответствуют требованиям бюджетного законодательства.

Для финансирования дефицита бюджета требуется привлечение кредитов. Вследствие привлечения заемных средств образуется государственный долг области.

– В чем причина роста госдолга Архангельской области?

– Основная причина заложена в бюджетном законодательстве. Когда начиналась трансформация в рыночную экономику, соотношение общей суммы собранных налогов и доли налогов, перечисляемой в федеральный бюджет, менялось не в нашу пользу. В начале 90-х годов 62% налоговых поступлений оставалось в регионе, а сегодня лишь около половины. То, что у нас остается, – этого недостаточно для развития области и выполнения социальных обязательств. Поэтому приходится львиную долю заимствовать.

Так, из общего объема госдолга Архангельской области в размере более 21 миллиарда рублей 13 миллиардов рублей – это коммерческие кредиты, остальное – это долги перед федеральным центром.

Согласно требованиям Бюджетного кодекса, верхний предел государственного долга не может превышать размера собственных доходов бюджета. Размер государственного долга нашей области в настоящее время составляет 47% к запланированным собственным доходам на 2013 год. Для сравнения: госдолг Республики Коми составляет 22%, Калининградской области – 47%, Республики Карелии – 64%, Вологодской области – 86%.

Стоит также отметить, что практически в долг живет большинство регионов и даже стран. К примеру, госдолг США сравнялся с величиной валового внутреннего продукта.

– Выходит, что налогооблагаемой базы для региона недостаточно, но предприятия закрываются, а значит, она только сокращается? Есть ли выход из «долговой ямы»?

– По поводу кредитов драматизировать не стоит, мы берем в долг, но область платежеспособна. Все кредиты регион погашает в полном объеме и в установленные сроки. К сожалению, долговые обязательства области в предстоящем трехлетии будут увеличиваться в среднем по два миллиарда в год. При этом мы не доходим до той красной черты, которая заложена в бюджетном законодательстве.

Сокращение государственного долга возможно при увеличении налоговой базы, прежде всего за счет развития промышленного производства и малого бизнеса и совершенствования бюджетного и налогового законодательства.

– Грозит ли области банкротство?

– Расходная часть федерального бюджета сокращена на 5%, и это не может не отразиться на бюджете региона. О банкротстве речь не идет. Собственная доходная часть бюджета позволяет быть платежеспособными. Ситуация, безусловно, трудная, пояса придется затянуть. Но думаю, все социальные статьи областного бюджета будут исполнены.

 

Фото: Фото с сайта Еopearithis.do.am, видео и монтаж Геннадия ВЕЙЦМАНА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости СМИ2