18 января вторник
СЕЙЧАС -8°С

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Поделиться

Поделиться

Чтобы правильно разговаривать с ребенком о деньгах, нужно учитывать его возраст и возможности восприятия информации. Дети дошкольного возраста еще не обладают в полной мере сформированным абстрактным мышлением, поэтому им лучше все показывать на конкретных примерах или в игровой форме.

Расскажите ребенку о появлении денег простыми словами: о том, что в древние времена денег не было, но люди хотели меняться результатами своего труда, потому что у одних хорошо получалось что-то одно, а у других – другое. Один был охотником, а другой выращивал морковку. Сначала они просто менялись, но было трудно понять, сколько морковок надо дать за одного зайца? Еще труднее было поменяться, если охотнику не нужны были морковки, а нужен, например, горшок. Поэтому со временем люди придумали деньги, которые можно было обменять на что угодно. Сначала в роли денег выступали ракушки, меховые шкуры, даже соль и зерно. Потом появились металлические монеты, а еще позже – бумажные деньги.

Много интересной информации и игровых заданий, в том числе как проверить подлинность денег, как посчитать стоимость своих целей, как защитить свои деньги и вырастить их, можно найти в книге «Дети и деньги», которую выпустило ведущее издательство деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер» совместно с Банком Хоум Кредит. Книгу можно бесплатно скачать на сайте.

Такой же конкретный подход нужен и для того, чтобы объяснить ребенку стоимость денег: мало просто сказать, что 50 рублей меньше, чем 100, покажите ему на примере, что он может купить за эти деньги. Как правило, дети 5-6 лет уже хорошо различают монеты и купюры разного номинала, понимают, что можно купить за небольшие суммы денег, знают, что деньги можно потратить только один раз, и потом их уже не вернуть. Но очень большие суммы и безналичные операции с деньгами детям до 9-10 лет еще трудно представить.

Для того, чтобы научить ребенка копить, тоже лучше выбрать практический и наглядный подход: детям нравится видеть, что происходит с деньгами в реальности, поэтому подарите ребенку копилку и подскажите конкретную цель накопления. Она должна быть не слишком дорогой, чтобы процесс накопления занял не слишком много времени, и ребенок не потерял интерес. Время от времени напоминайте малышу о копилке, спрашивайте, много ли уже накопилось, предлагайте посчитать вместе. Когда нужная сумма будет накоплена, обязательно пойдите и вместе с ребенком купите то, на что он копил. Подчеркните, какой он молодец, похвалите, устройте маленький праздник. Здоровые привычки обращения с деньгами надо подкреплять так же, как любые другие полезные навыки.

Если ваш ребенок уже постарше, его можно дополнительно мотивировать, предложив «программу софинансирования»: вы будете добавлять, к примеру, 25 рублей на каждые 100, накопленные ребенком. И снова не забывайте похвалить, когда ребенок накопит и потратит сумму именно на то, на что копил. Не ругайте детей, если они совершают финансовые ошибки. У них еще нет опыта обращения с деньгами, и ваша задача – помочь этот опыт приобрести, не создав негативных ассоциаций. Мягко выскажите свое мнение, в чем была ошибка и как было бы лучше поступить. Критика всегда должна быть не злой, не высмеивающей, а корректной и конструктивной.

Знакомство с банковскими продуктами тоже должно начинаться, конечно же, в семье. Пластиковые карты, вклады, кредиты – эти понятия должны быть знакомы ребенку, чтобы к моменту, когда он начнет тратить деньги самостоятельно, он уже твердо знал основные правила обращения с такими продуктами и правила безопасности. Первое знакомство нужно начинать с включения ребенка в обсуждения семейного бюджета, того, как удобнее производить разные операции. Просто не считайте, что эти темы неинтересны детям, говорите при них и с ними о деньгах. Например, о том, как вы вносите платежи за квартиру, телефон, Интернет – в отделении банка, или через интернет-банк, и почему. О том, есть ли у вашей семьи вклады и накопления, и для каких целей. Ведите семейный бюджет и обсуждайте его вместе – ребенок должен именно в семье, на практике, узнать о том, что такое планирование бюджета и научиться ему следовать. Иначе эта информация останется лишь теорией.

Что касается банковских карт, каждая семья сама решает, заводить ли ребенку карту, или давать карманные деньги наличными. Это больше всего зависит от того, каким образом ребенок их тратит. Если ребенок еще маленький, и карманные деньги совсем невелики, вряд ли стоит заводить для них карту. Если же ребенок уже довольно взрослый, и вы поручаете ему ходить в магазин за продуктами, делать какие-то платежи, которые удобно производить картой, то имеет смысл ее завести. В пользу карты есть несколько аргументов.

Во-первых, деньги на карте защищены лучше, чем в кошельке школьника. Конечно, вы должны очень хорошо объяснить ребенку правила безопасного использования: нигде не записывать пин-код, никому его не говорить, закрывать рукой при наборе на клавиатуре. Если вы доверяете ребенку суммы больше его карманных денег, на карте они будут в большей безопасности, и можно не опасаться, что продукты не будут куплены, потому что «деньги потерял» или «ребята в школе отобрали».

Во-вторых, ребенок с малых лет начнет учиться соблюдать те самые правила безопасности, а также осваивать правила обращения с картами в целом, и во взрослой жизни не будет делать ошибки. А если сделает их сейчас – цена этих ошибок будет ниже, ведь на его карте не будет много денег.

В-третьих, карта – отличный тренажер для того, чтобы научить ребенка планировать бюджет. Допустим, вы будете выдавать ребенку определенную сумму денег покупки для семьи с «запасом». Поручите ребенку регулярно покупать какие-нибудь продукты или оплачивать услуги, и скажите, что остаток средств он может использовать как свои карманные деньги, но лишь после совершения необходимых трат. Это дисциплинирует и научит сначала тратить на необходимое, и лишь потом – на желаемое. Такая дисциплина очень полезна во взрослой жизни.

Чем лучше карта по сравнению с наличными? Полным контролем. Ведь, хотя карту ребенку можно открыть уже с 6 лет, до 14 лет это может быть только дополнительная карта, привязанная к счету одного из родителей. С 14 можно открыть личную карту с разрешения родителей. Лучше, если она будет дебетовой – ребенок сможет потратить не больше, чем вы на нее положите. Но даже с 14 лет можно рекомендовать открыть дополнительную карту, для которой вы можете установить лимит трат и к тому же будете точно видеть все траты, сделанные ребенком. Так что он будет чувствовать себя взрослым и самостоятельным, а вы при этом не будете рисковать деньгами, и будете видеть, насколько точно ребенок выполняет ваши инструкции, и сможете скорректировать его поведение.

Ирэн ШКАРОВСКАЯ, начальник Управления стратегических коммуникаций «Банка Хоум Кредит»

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter