Впервые почти за десяток лет средний чек россиянина по итогам марта не вырос, а «похудел». Жители страны стали экономить не только на развлечениях, путешествиях и одежде, но уже и на самом необходимом – на еде. Даже проблемы ЖКХ и коррупции отошли на второй план – россияне не могут смириться с темпами инфляции.
В опросе ВЦИОМ приняли участие жители 42 регионов страны, и все в один голос заявили, что продукты и товары первой необходимости дорожают быстрее, чем это ожидалось. Годовая инфляция в марте составила почти 7%, в то время, как правительство обещало только 5%.
«В лидерах роста – цены на продукты питания, они являются «крайне высокими».Мы предложили Федеральной антимонопольной службе проследить, в каком именно звене продовольственной цепочки происходит необоснованная накрутка. Бытует предположение, что больше всего цены «задирают» оптовики» – рассказывает вице-премьер Игорь Шувалов.
Впрочем, возможность «сорвать куш» не упускают и розничные продавцы. Порой их накрутка на товары составляет до 50%. Но сами продавцы с таким мнением не согласны. «У торговых сетей цены куда ниже по сравнению с теми же рынками и прочими традиционными формами торговли. Когда в регион выходят крупнейшие торговые сети, цены в регионе снижаются процентов на 15», – считает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов.
Все эксперты охотнее винят в скачке цен повышение курса доллара и евро. Особенно этот фактор отразился на стоимости элитного алкоголя, мясных и рыбных деликатесов, цитрусовых, сыров, одежды и обуви. Уже к концу года в нашей стране ожидается и повышение стоимости чая на 8-10% и кофе до 15% – сообщает «Российская газета».
«Особенно подорожает цейлонский чай, по которому уже зафиксировано 30-процентное подорожание. Это связано с резким ростом спроса, недостаточным объемом производства из-за засухи в конце прошлого года на Шри-Ланке, а также девальвацией рубля. Дорожают и комплектующие – фильтровая бумага, скрепки чайных пакетиков и ярлычков, специальные нитки, которые закупаются за валюту», – рассказывает коммерческий директор группы чайных компаний »Сапсан« Антон Кудрейко.
В связи с последними событиями стоит ждать и удорожания иностранной продукции уже к началу лета.
Директор Центра конъюнктурных исследований Высшей Школы Экономики Георгий Остапкович отмечает: «Предприниматели сейчас работают на грани своих возможностей, подгоняя управленческие схемы под «сегодняшний бизнес-климат». Пока в большинстве компаний импорт реализуется в рамках партий, закупленных по прежним курсам, однако этих запасов хватит максимум на пару месяцев. А значит, по истечении этого срока может начаться рост цен, особенно если учесть, что каждый третий товар в России – импортный».
В целом оборот розничной торговли упал в первом квартале этого года на 8%. Заказы на поставку товаров снизились на 4%, численность занятых в торговле тоже стала ниже на 8%. Цены реализации выросли на 42%, ассортимент товаров – на 12%, но даже при этом прибыль компаний упала на 15%.
Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА, фото с сайта Geolink-group.com