Бизнес Автоюристам на ОСАГО уже не навариться

Автоюристам на ОСАГО уже не навариться

Обогатиться на судебных спорах по ОСАГО станет сложнее. Верховный суд России объединит накопленную практику по автогражданке, сделав ее прямым руководством для судей, которые в дальнейшем будут рассматривать иски частных лиц и компаний, пишут «Ведомости». Таким образом высший судебный орган планирует пресечь желание страховщиков и автористов заработать на тяжбах.

В 2012 году Верховный суд страны (ВС РФ) распространил закон о защите прав потребителей на сферу страхования. С тех пор количество исков в судах резко возросло. За помощью Фемиды стали обращаться как добросовестные автолюбители, которым страховщики реально занизили выплаты, так и юридические компании, зарабатывающие на выкупе прав требования в спорах по ОСАГО и каско. Чтобы разгрузить судопроизводство, в 2013 году ВС РФ обобщил практику по добровольному автострахованию, теперь занялся и автогражданкой, обобщение которой произойдет в декабре этого года.

В 2012 году суды общей юрисдикции рассмотрели более 311 тыс. дел о взыскании страхового возмещения, присудив истцам почти 20 млрд рублей. Только по 1,8% дел были вынесены решения об отказе.

По словам юриста юридической компании «Гольцева, Данилевский и Партнеры» Анастасии Боговой, обобщение судебной практики является одним из основных способов разрешения спорных ситуаций в действующем законодательстве. В сложившихся условиях обобщение необходимо, однако нужно понимать, чьи интересы будет поддерживать данное решение пленума, отмечает эксперт.

Руководитель департамента страхования имущества и автострахования СГ УРАЛСИБ Мария Барсова говорит, что разъяснения Верховного суда по вопросам ОСАГО, необходимы всем: и судьям, и клиентам страховых, и самим страховщикам. Она так же, как и Анастасия Богова, считает, что сокращение количества споров будет зависеть от конкретного содержания постановления. «Пока же судебная практика по автогражданке такова, что скорее ориентирована на интересы автоюристов, которые побуждают клиентов подавать иски, чем на стабилизацию рынка», – отмечает Мария Барсова.

«Суд не должен становиться инструментом недобросовестного обогащения», – цитируют «Ведомости» судью, секретаря пленума Верховного суда Виктора Момотова. В частности, по его словам, решение пленума оградит суды от различных юридических компаний и сторонних юристов, которые, выкупив права требования у автолюбителя, взыскивают в свою пользу все возможные компенсации.

Эксперты не отрицают, что на рынке юридических услуг попадаются подобные недобросовестные организации, которые инициируют иски не для защиты своих прав или прав своих доверителей, а с целью получения выгоды. «С ними необходимо бороться, но нельзя при этом лишать права защищать свои интересы тех, кто действительно неправомерно пострадал от заниженных страховых выплат, – говорит Анастасия Богова. – Большая часть исков, предъявляемых к страховым компаниям, в настоящее время исходит именно от добросовестных участников. В данных случаях пострадавшей стороной является именно гражданин или юридическое лицо, которым неправомерно был занижен размер или отказано в выплате страховых сумм».

Пленум ВС РФ должен выработать общую позицию по ряду спорных моментов, которые закрались в действующий закон об ОСАГО. Некоторые из них уже расцениваются судами однозначно. Например, потеря товарной стоимости автомобиля признана реальным ущербом, подлежащим компенсации со стороны страховой, а закон о защите прав потребителей распространяется на споры по ОСАГО в части, не урегулированной специальным законодательством (споры о выплате ущерба за моральный вред и другое).

Эксперты, опрошенные корреспондентом сайта, надеются, что Верховный суд при обобщении практики сможет найти оптимальное решение для защиты людей, добросовестно использующих предусмотренные законом способы защиты своих прав. В противном случае, как говорит Анастасия Богова, это приведет лишь к усилению позиции страховых компаний на рынке и ущемлению прав потребителей их услуг.

«Изменения в законе об ОСАГО, которые вступили в силу, закрепляют новый характер претензионной работы – обязательное досудебное обращение к страховщику в случае наличия претензий, – поясняет руководитель управления методологии обязательных видов компании «Альфастрахование» Денис Макаров. – Верховный суд планирует обобщить судебную практику и описать порядок работы с претензиями по ОСАГО для судебных инстанций в связи со вступившими изменениями. Разумеется, проведение такой работы должно позитивно отразится на рынке, так как будет нормализована судебная практика, а вслед за этим в среднесрочной перспективе должна нормализоваться в целом ситуация на рынке ОСАГО».

Представитель СГ УРАЛСИБ, в свою очередь, делает акцент на том, что решения судов должны защищать интересы граждан, равно как и страховщиков, добросовестно исполняющих требования законодательства, а не обогащать автоюристов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Режим выживания»: архангельский краевед размышляет, что ждет Поморье в экономике и политике
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Архангелогородка не ест мясо: чем она питается
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления