Активность в интернет-продажах растет с каждым днем, организации из совершенно разных сфер бизнеса открывают интернет-магазины. Это снижает затраты на аренду площадей и оплату продавцам, а, во-вторых, значительно расширяет клиентскую базу. Нередко открывают интернет-магазины и люди, у которых никогда ранее не было опыта ведения бизнеса: это может быть и мама в декрете, которая решила продавать детские товары, и рукодельница, решившая превратить свое хобби в источник заработка, и студент, который начинает свое дело. И один из главных вопросов, с которым сталкивается и крупный, и малый бизнес: как организовать прием платежей через сайт. Сложности в этой сфере часто приводят к тому, что единственными вариантами оплаты остаются наложенный платеж или оплата через курьера.
Решив совершить покупку, покупатель уже сделал большой шаг, и чтобы он не потерял желание приобрести товар или услугу, важно максимально сократить путь от принятия решения до совершения платежа, предоставить возможность оплатить «здесь и сейчас».
Как правильно организовать оплату на сайте? Предлагаю рассмотреть четыре варианта.
Через электронный кошелек
Начинающие предприниматели часто предлагают клиентам перевести деньги для оплаты покупки в интернет-магазине на личный счет в банке или электронный кошелек руководителя. Такой способ, во-первых, незаконен. Во-вторых, даже если продавец все же решил действовать на свой страх и риск, у покупателей перевод средств на счет другого частного лица не вызывает доверия.
Если организация хочет принимать оплату таким способом, то необходимо завести специальный электронный кошелек – корпоративный. Он обладает принципиальными отличиями от анонимного кошелька:
привязывается к расчетному счету организации, выводить деньги можно только на указанный счет;
необходимо заключить договор с платежной системой, имеющей статус кредитной организации;
сайт должен соответствовать техническим требованиям платежной системы (наличие домена первого или второго уровня, сайт не должен быть размещен на бесплатном сервере);
остаток на кошельке не может превышать 600 тысяч рублей.
Самостоятельное подключение интернет-эквайринга
Предприниматели могут заключить договор с банком, через который будут принимать все платежи. Основные преимущества приема платежей через банк-эквайринг – прямая работа, без посредников, бренд и репутация финансового учреждения. Чтобы банк мог обеспечить прием платежей через Интернет, он должен иметь свой или сторонний процессинговый центр.
Для приема платежей на сайте с помощью банка-эквайра, необходимо выбрать финансовое учреждение и заключить договор. Все звучит очень просто, но на деле возникают сложности.
Во-первых, это процесс достаточно длительный. Именно сроки подключения являются одним из основных минусов использования интернет-эквайринга. Банки декларируют, что процедура рассмотрения занимает от двух недель до месяца. Как показывает практика, все может проходить значительно дольше.
Во-вторых, у банков достаточно высокие требования к сайтам, с которых будут осуществляться платежи. Каждый из них выдвигает свои требования. Например, если вы только открываете интернет-магазин и, соответственно, не можете показать историю платежных операций в Интернете, есть значительная вероятность получить отказ или невыгодные для вас условия эквайринга. Компании с небольшими оборотами не интересны банкам-эквайерам.
Из второго минуса вытекает третий – большое количество документов, необходимых для интеграции с банком.
Конечно, есть ощутимый плюс – удобство учета и обработки платежей. Все средства от клиентов будут перечисляться сразу на расчетный счет компании. Законодательных ограничений по обороту денежных средств нет, так как интернет-эквайринг прозрачен для налоговой.
Работа с помощью платежного агрегатора
Некоторые предприниматели делают выбор в пользу сотрудничества с платежным агрегатором, который выступает посредником между сайтом и финансовыми организациями.
Благодаря сотрудничеству с платежным агрегатором компания сможет принимать разные виды платежей (с помощью карт разных банков и электронных кошельков). Кроме того, это увеличивает шансы подключения в интернет-эквайрингу.
Если компания делает выбор в пользу такого способа организации приема платежей, необходимо обратить внимание на срок получения выплаты на текущий счет организации. На недорогих тарифах, подходящих небольшим компаниям, выплата приходит только спустя неделю посте перевода платежа. Кроме того, компании также придется проходить долгие процедуры согласования с банком-эквайером.
Клиенты будут получать минимум информации в чеке: только время, номер платежа и заказа. Это сильно затруднит поиск ошибочных и потерянных платежей, так как службе поддержки клиентских операций поставщика услуги нужно будет восстановить все данные по платежу.
Оплата через готовую платежную площадку
При организации работы через готовую площадку, компания не принимает сама платежи, все переводы осуществляются на стороннем сайте. Выбрав интересующий товар, клиент оформляет заказ и переходит к оплате напрямую с сайта интернет-магазина. Все реквизиты платежа уже будут заполнены, так как сайт и платежный сервис обмениваются данными в режиме online. Тем самым исключаются ошибки при совершении платежа.
Клиент получит чек с полной информацией о платеже: все реквизиты поставщика услуги, номер лицевого счета клиента, время и номер платежа, показания счетчиков. Владея этой информацией, клиенту будет легко обратиться с любым запросом по данному платежу сразу к поставщику услуги и получить ответ в течение нескольких минут.
Поскольку оплату принимаете не вы, то затраты и усилия на подключение минимальны, так как не нужно проходить долгую проверку банка. Заключив один договор вы, как и при работе через агрегатор платежей, можете предоставить клиентам максимально широкие возможности оплаты: с помощью карт разных банков, в том числе кредитных, электронных денег и через SMS.
С точки зрения организации работы для компаний есть еще один существенный плюс – единая система контроля и учета платежей. Это сократит время на обработку платежей, снизит трудозатраты и уменьшит объем претензионной работы.
Иногда платежные площадки предлагают готовые модули, которые вам просто необходимо вставить в структуру сайта. Например «Процессинговое агентство» дает возможность разместить на сайте компании кнопку «Оплатить». Это выгодно для интернет-предпринимателей, так как снижает затраты на самостоятельное подключение, и удобно для клиентов, ведь платеж они совершают максимально быстро.
Компании значительно экономят время на организацию приема платежей на сайте. Подключение занимает всего 10 минут. Клиенты могут оплачивать товары и услуги любыми картами банков, в том числе кредитными.
При выборе оператора платежей учитывайте важные условия сотрудничества: необходимый набор способов оплаты, приемлемая комиссия за проведение платежей, оперативное подключение и качественная работа техподдержки.
Выбор подходящего способа зависит от объема транзакций, имеющегося времени на организацию приема платежей и количества желаемых способов оплаты. Самое главное правило организации приема платежей, которое позволит не терять покупателей, – простота оплаты. Человек должен легко понять, что необходимо делать, минимальное количество шагов, небольшое количество полей для ввода данных.
Андрей РЫЧКОВ, руководитель оператора платежей «Процессинговое агентство»