Потеря или кража сотового телефона – само по себе неприятное событие. А если к номеру был привязан «Мобильный банк», проблем становится гораздо больше, ведь под угрозой оказываются деньги на вашей карте. Впрочем, опасность есть и когда гаджет у вас на руках.
Владельцы сотовых телефонов постоянно добавляют в свои гаджеты различные приложения. Они позволяют слушать музыку, общаться в соцсетях, участвовать в играх, делать покупки и совершать кучу других действий. А для кого-то смартфон становится своеобразным кошельком, если установить на него мобильный банк.
Впрочем, многие ограничиваются лишь услугой sms-информирования, благодаря которой можно моментально узнавать об операциях, совершенных по карте. Еще одной востребованной возможностью является пополнение баланса телефона со своей банковской карты посредством SMS. Вот на этом многие пользователи и останавливаются, хотя в мобильном банке есть что «распробовать».
«Есть полезная услуга перевода средств с карты на карту, когда нужно знать лишь номер телефона, к которому привязан «пластик» получателя. К примеру, в кафе сидит компания, и о том, что их надо было «посчитать» отдельно вспоминают лишь когда официант приносит общий счет, – говорит специалист банка Олеся Романова. – С разменными наличными деньгами зачастую проблема, и вот друзья начинают выяснять, кто сколько кому должен. В этом случае очень удобно, если они клиенты одной кредитной организации. Тогда платит кто-то один, а остальные просто переводят ему деньги деньги посредством обычной SMS». Таких возможностей, основанных на простой отправке сообщения, достаточно много.
Однако необходимо соблюдать технику безопасности. Особенно, если на смартфон установлен полноценный интернет-банк – тогда внимательным надо быть вдвойне, потому что в этом случае доступны фактически все операции по банковской карте. Свои советы дают эксперты Западно-Уральского банка Сбербанка России.
1. Не оставляйте свой телефон без присмотра, чтобы исключить несанкционированное использование мобильных банковских услуг. Установите на телефоне пароль. Данная возможность доступна для любых современных моделей телефонов/смартфонов.
2. При потере мобильного телефона c подключенной услугой «Мобильный банк» или мобильным приложением интернет-банка следует срочно обратиться к оператору сотовой связи для блокировки SIM-карты и в контактный центр банка для блокировки мобильного банка и/или интернет-банка.
3. При смене номера мобильного телефона, к которому подключена услуга «Мобильный банк», необходимо обратиться в отделение банка и оформить:
первое заявление – на отключение услуги по старому номеру телефона;
второе заявление – на подключение к новому номеру мобильного телефона.
Следует помнить, что операторы сотовой связи могут передать номер телефона другому абоненту, если он будет неактивным более 180 дней (не совершаются вызовы, не используются платные услуги), и в этом случае существует опасность, что новый владелец номера в результате сможет управлять чужим банковским счетом.
Впрочем, юристы говорят, что не все так просто для мошенников в этом случае. «Если другой человек завладел, в том числе законно, абонентским номером клиента, он не вправе использовать его для совершения операций с банковским счетом клиента банка, – поясняет юрист Parma Legal Дмитрий Стихин. – Иное поведение этого лица будет нарушать основные начала гражданского законодательства, согласно которым участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (статья 1 ГК РФ). Кроме того, статьей 10 ГК РФ установлен запрет недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребление правом). При нарушении этого запрета, пострадавшее лицо вправе требовать от нарушителя возмещения убытков.
Таким образом, клиент сможет возместить утраченные денежные средства за счет нового владельца абонентского номера».
4. При внезапном прекращении работы SIM-карты необходимо обратиться к оператору сотовой связи за уточнением причин – в отношении вас возможно проведение мошеннических действий третьими лицами.
5. Не подключайте к услуге «Мобильный банк» телефоны, которые вам не принадлежат, по просьбе третьих лиц, даже если к вам обратились от имени сотрудников банка.
6. При установке на телефон дополнительных программ обращайте внимание на полномочия, которые необходимы программе. Если программе требуются излишние полномочия это повод проявить настороженность. Обращайте внимание на такие опасные разрешения: доступ и отправка SMS, доступ к Интернету.
7. Не переходите по ссылкам и не устанавливайте приложения/обновления безопасности, пришедшие по SMS/электронной почте, в том числе от имени банка.
8. Не взламывайте телефон (например, через Jailbreaking), так как это отключает защитные механизмы, заложенные производителем. В результате ваш телефон становится уязвимым к заражению вирусным ПО.
К слову, в последнее время участились случаи распространения вредоносного программного обеспечения посредством SMS/MMS рассылок, сообщений по электронной почте, личных сообщений в интернет-сервисах (социальных сетях). Во избежание рисков заражения вирусами клиентам рекомендуют установить и регулярно обновлять антивирусные программы.
Ни при каких условиях не сообщайте никому (в том числе работникам банка) следующую информацию: PIN-код банковской карты, CVV-код банковской карты (три цифры на обратной стороне карты), срок действия карты, логин и пароль в интернет-банк, одноразовые пароли для проведения операций (полученные по SMS или с чеков), контрольную информацию по картам («кодовое» слово).