Первый выпуск серии публикаций в рамках спецпроекта 29.RU и Агентства регионального развития о ярких предпринимателях региона.
Когда северянка Любовь Крапивина закончила университет, она и представить себе не могла, что через семь лет начнет свой бизнес. После вуза ее ждала госслужба, стабильная работа по специальности «кадастровый инженер», офис с девяти до пяти, оплачиваемые больничные, отпуска и прочий соцпакет.
— Работа нравилась, не зря семь лет отработала, но со временем поняла, что хочу больше свободы. Решение уволиться было твёрдым, после чего я сразу выучилась дистанционно на оценщика — работала из кафешек с ноутбуком, делала расчеты в своем ритме. Но попрощалась с «оценкой» в связи с декретом. Однажды на просторах интернета совершенно случайно наткнулась на картинку букета из клубники. Мне так понравилась фотография, что я стала искать, что это и как делается, так все и началось, — вспоминает Любовь.
Первый букет: очень большой и очень некрасивый
20 февраля 2020 года ее магазину букетов из клубники в шоколаде «Loveberry_29» исполнился год. За это время было больше сотни клиентов, но самых первых Любовь помнит до сих пор — чтобы наработать портфолио, девушка начала делать букеты друзьям и знакомым по себестоимости материалов.
— Дело было как раз перед 8 Марта, заказы пошли. Помню, один из букетов получился очень большой и очень некрасивый, — смеется Любовь. — Я уже тогда видела все свои косяки, понимала, что мне еще учиться и учиться, набивать руку — не хотела и не могла брать за это деньги, но друг, который заказал этот букет, сказал: «Никаких разговоров быть не может» и оплатил не только материалы, но и мою работу. Вот так я получила свои первые деньги.
Для старта много не потребовалось — почти год девушка работала на дому. На начальном этапе хватило собственных накоплений. Из инструментов понадобился холодильник, чтобы созданная красота никуда не утекла, микроволновка, чтобы топить шоколад, и специальный мраморный камень — стоит такой от 10 тысяч рублей. В зависимости от разновидности шоколада его растапливают или, как еще говорят, — «темперируют» разными способами, в том числе на мраморе.
— Радует, что сейчас в городе появились магазины с разными кондитерскими мелочами — посыпки, украшения, деревянные палочки, упаковка — все эти расходники требуются постоянно. Кстати, в шоколад мы никогда не добавляем красители, поэтому клубнику часто заказывают детям на праздники, малыши ее очень любят, — объясняет девушка.
Пока не сделала шоколадных котиков — не успокоилась
Почти каждый день в группе магазина появляются новые варианты готовых букетов. На вопрос, как в одном человеке уживается технарь и творец, Любовь улыбается: «Я вся в дедушку: он был очень разносторонним человеком — отличным инженером, но при этом любил рукодельничать». Это были 90-е годы, в то время очень сложно было найти что-то весьма интересное (мебель или предметы интерьера), но дедушка творил чудеса, у нас дома был и аквариум с подсветкой, и вырезные шкафчики, мягкие пуфики... И все своими руками.
— Изначально примеры брала из интернета, потом стала сама придумывать. Помню, как-то у меня была идея фикс «хочу сделать из клубники шоколадных котиков». Пока не получилось, не успокоилась!
Северянка вообще довольно упорная. Чего только ей стоило найти поставщиков клубники: все ягоды в ее букетах как будто штампуют на заводе — они идеальны не только по форме, но и по вкусу. Не пластиковая на вкус ягода — настоящая редкость для Архангельска: чтобы найти такую в магазине даже в сезон, придется постараться, а у Любы она сладкая круглый год.
— Сейчас свежие ягоды у нас привозят каждые 2–3 дня. Вот-вот закончится сезон нашей, российской, клубники, которая, кстати, невероятно вкусная. В последние несколько месяцев ее привозили из Краснодарского края, потом будут поставки из Турции, а зимой — из Египта или Италии. На то, чтобы найти надёжных поставщиков, ушло очень много времени, но сейчас процесс уже отлажен. На просторах интернета есть сайт «Ищу поставщиков» — там можно оставить заявку, и те, кому интересно, откликнутся, — поделилась Любовь. — Также я работаю с местными оптовиками.
Как решилась открыть магазин в пандемию
В разгар пандемии, 9 июня, у «Loveberry_29» появился собственный настоящий магазин. Он находится в ТЦ «Лента» на Московском, 12. Решение открыть точку продаж назревало давно, а кризис лишь ускорил процесс.
— У моих друзей есть цветочный магазин: клиенты часто просят разнообразить клубничные букеты цветами, мы скооперировались и закупали цветы у них, никакой наценки не делаем — продаем по той же цене, что и в магазине. Восемь месяцев клиенты забирали мои букеты самовывозом из этого магазина, но когда из-за пандемии все закрылось, нужно было срочно что-то придумывать. Мы запустили бесплатную курьерскую доставку, и я начала искать помещение, — вспоминает Любовь.
На вопрос, сложно ли это было, Любовь смеется: «Мой управляющий просто пришел в только что открывшуюся "Ленту", нашла на стенде сотрудников "самого главного" и написала ему напрямую. После этого в ТЦ быстро откликнулись и помещение нашлось. Магазин разделен на две зоны — торговую и хозяйственную. В планах — поставить там столики, телевизор, варить кофе».
Перевернуть установки: сможет ли каждый вести бизнес
Поначалу Любовь была и поваром, и продавцом, и бухгалтером, сама вела соцсети и разбиралась в рекламе. Сейчас девушка уверена — каждый должен заниматься своим делом. За год у «Loveberry_29» сформировалась команда — появился курьер на ставке, продавец и управляющий. Может ли каждый начать свое дело или это получится не у всех?
— Я верю, что абсолютно любой человек может все, — считает Любовь. — Главное — загореться идеей, поверить в нее и в себя. Многие делят людей на два типа — руководители и исполнители, но я с этим не совсем согласна. Раньше казалось, что мне самой проще выполнить чье-то указание, чем придумать что-то самой, взять на себя ответственность, но теперь эти установки в голове изменились. Раньше у меня не было никакого опыта в продажах или маркетинге, но я много читаю, учусь у друзей-предпринимателей, которые часто меня по-доброму ругают, легко прислушиваюсь к советам. У меня даже есть блокнот, куда я записываю все идеи и потом обязательно воплощу в жизнь, поэтому любой человек может попробовать себя в новом амплуа, несомненно! На самом деле, свое дело — это очень интересно.
— Круто, что у предпринимателей сейчас есть столько возможностей и поддержки. Например, центр «Мой бизнес» — очень полезный инструмент. Как-то я звонила им, консультировалась, как правильно оформить сотрудника на работу. Мне все рассказали прямо по телефону и абсолютно бесплатно. Сейчас центр помогает мне с регистрацией своего товарного знака «Loveberry_29» и оформлением патента, тоже абсолютно бесплатно — я заплатила только госпошлину! Это сложная и долгая процедура, которая длится 6–8 месяцев, — рассказала Любовь.
У девушки есть и глобальные планы: со временем она хочет оформить франшизу и создавать точки продаж клубничных букетов по области и стране. Не зря в названии присутствует код региона.
Агентство регионального развития,