На этой неделе представители индустрии развлечений и общепита записали два обращения к губернатору Александру Цыбульскому и оперативному штабу по борьбе с коронавирусом. Лейтмотив обращений един: коронавирусные ограничения (например, запрет проводить вечеринки и банкеты в кафе и ресторанах) приведут к массовому закрытию заведений и увольнению их сотрудников, организаторы мероприятий близки к тому, чтобы полностью лишиться заработка. Авторы обращений рассчитывают на материальную поддержку от правительства области. Также в одном из обращений прозвучала просьба освободить от должности начальника регионального оперштаба Артёма Вахрушева. Сегодня во время традиционного брифинга оперштаба Артем Вахрушев ответил на эти обращения. Публикуем его прямую речь.
Об обращении представителей
— Вы первая (модератор брифинга, сотрудник пресс-службы Людмила Лобанова. — Прим. ред.), кто обратился в мой адрес, потому что до этого никто в мой адрес не обращался. Я, естественно, слышал, что группа товарищей подготовила обращения в адрес губернатора. К сожалению, не посмотрел. Читал в аналитической сводке текстовую версию частично.
Мое отношение ко всем обращениям: я считаю, что люди имеют право и должны выражать свое мнение. Это совершенно нормально. Если они делают это корректно, взвешенно и понимают, о чем они говорят. Это совершенно нормально, на мой взгляд.
Второе. Немного обобщили вопросы, а я хотел бы конкретно по ним пробежаться, потому что здесь очень важны некоторые нюансы. Я хотел бы напомнить. Оперативный штаб по противодействию новой коронавирусной инфекции создан для того, чтобы, прежде всего, обеспечивать здоровье и жизнесбережение граждан. Мы занимаемся человеческим капиталом. Это не какое-то грубое слово, это термин — человеческий капитал.
«Я занимаюсь спасением здоровья, организацией и межведомственным взаимодействием для того, чтобы спасать своих земляков. Спасать их от смерти»
Куда обращаться предпринимателям
Задают мне вопросы, считаю ли я достаточным и соразмерным введение экономических мер. Здесь я бы посоветовал коллегам, если бы они чуть-чуть поразбирались — все на поверхности, они бы знали, что в области действует постоянная комиссия при губернаторе по обеспечению устойчивого развития экономики. И курирует ее совершенно другой заместитель председателя правительства. Естественно, мы находимся во взаимодействии. Но ещё раз — я сейчас ни от какой ответственности не ухожу, просто говорю, что если Артем Владимирович Вахрушев будет заниматься всем, то он не займется ничем. Моя задача, поставленная мне губернатором, — это организовать межведомственное взаимодействие для того, чтобы спасать людей. Все, что касается экономики, мне кажется, стоило бы обратиться в адрес комиссии при губернаторе, которой занимается Алексей Владимирович Алсуфьев, занимается Виктор Михайлович Иконников, занимался до недавнего времени Алексей Викторович Никитенко, заместитель губернатора.
Здесь я ничего нового не открою. Тем предпринимателям, которые интересуются, я рекомендую сделать очень просто: вы можете совершенно спокойно выходить на эту комиссию со своими предложениями.
О том, как в пандемию выживает бизнес супруги
Я поделюсь своей болью, не то, что обидой, но каким-то даже недоумением. Я посмотрел другое интервью на 29.RU, то, что Елена Ионайтис делала с ребятами-предпринимателями, и мне, честно говоря, стало немножко обидно. Знаете, за что? Я много лет занимался такой программой, как «Ты — предприниматель», когда был сам предпринимателем 10 лет. Ну уж извините, коллеги, но таких предложений, как «давайте напечатаем денег» — вот это я услышал на 29.RU, — или непонимание, чем кредиторская задолженность отличается от дебиторской… Я вот сейчас, может быть, в нюансы какие-то лезу, но, коллеги, это же ваш бизнес. Я могу вообще про это не говорить. Мне, честно, по-человечески обидно. Я сам занимался предпринимательской деятельностью, образовывал других предпринимателей. Их прошло через меня очень много, мы за шесть лет помогли открыть порядка 400 компаний, и ни одной жалобы от тех ребят, с которыми работали под моим кураторством, я не услышал.
«Я вам скажу больше: в основном это девочки, которые занимаются микромалым бизнесом. И я ни одной жалобы ни от одной девочки я не услышал»
А про одну девочку сейчас расскажу более подробно. Потому что эта девочка — моя жена Татьяна, которая работает в микробизнесе, в одной из самых пострадавших отраслей — у нее туристическое агентство. Они все 9 месяцев сидели просто на «стопе». В офис не могли прийти. Они занимались тем, что возвращали людям деньги. Возвращали десятки миллионов. Есть доводы, что «она жена чиновника, ты ее кормишь», — ни копейки денег из семейного бюджета она не взяла, сразу хочу вас предупредить. Эта девушка, которая является настоящим профессиональным предпринимателем с 2003 года, понимая, что их отрасль трясет все время, вне зависимости от безопасности, когда были сладкие времена. Не машину себе красивую новую купила, а создала подушку безопасности. Которую она не «скушала», не уволив ни одного человека из компании, до сих пор.
«Я вчера у нее спросил: "У тебя что-то осталось там?" "Да, 120 тысяч рублей лежит". Я говорю: "Молодец, умница"»
Далее что она сделала вместо того, чтобы участвовать в круглых столах, бегать и говорить, что я буду голой стоять у правительства Архангельской области (я ничем не могу помочь ей в это время)? Она получила дополнительное образование в той отрасли, в которой будет востребована. Она теперь психолог, и поверьте мне, она уже начала практиковать как психолог. Таким образом, она сохранила свой бизнес, не попросила ни копейки ни у кого и создала новое направление бизнеса. Вот это я называю диверсификация и работа с рисками.
О личном опыте предпринимателя
Любой профессиональный предприниматель должен, прежде всего, уметь работать с рисками. Будь то финансовый кризис, будь то экономический кризис, будь то пандемия — все что угодно. И здесь меня никто не переубедит. Я десять лет профессионально занимался предпринимательской деятельностью. Что такое профессионально? Это значит, что я обладал необходимыми умениями, знаниями и навыками, применял их на практике и извлекал прибыль. В моей компании, которая начиналась с одного человека, через 10 лет работало 150 человек, которые приносили выручки 150 миллионов. И я бывал в разных ситуациях. И рассказывать мне, что кто-то где-то страдает? Если нужно, я мастер-класс прочитаю в свободное от работы время тем, кому нужно рассказать, что такое риск и прочее. Я, может быть, немножко эмоционально, но, честно, — наболело.
Ещё раз — несомненно нужно помогать тем, кто говорит, что пострадал. Но при этом ультимативно говорить: дай-дай-дай…
«Идите работать тогда в социальные учреждения»
Я больше скажу: если я после окончания службы в правительстве захочу заниматься бизнесом вдруг, я буду брать людей в топ-менеджмент своих компаний из руководителей социальных учреждений. Потому что это люди, которые, как показал ковид, настолько стрессоустойчивые, настолько экономически грамотные, настолько независимые, что я им аплодирую. И новую команду если буду собирать, то буду собирать из социального бока, как бы это парадоксально не звучало.
Про обвинения в непрофессионализме
И тут еще у «Эха Севера» в конце: «Считает ли Артем Вахрушев справедливым обвинение в непрофессионализме?» Я про профессионализм говорил уже. Про профессионализм предпринимателя я судить имею право. А про профессионализм меня как заместителя председателя правительства, человека, который управляет оперативным штабом, могут судить люди, которые обладают как минимум таким же набором знаний, компетенций, как и я, умеют их применять на практике, а это, поверьте мне, достаточно ограниченный круг в рамках нашей области. Конкретно таких людей на одной руке можно пересчитать. Вот эти люди могут мне сказать, что я непрофессионал. Одно из предложений было, что я от кого-то прячусь, не общаюсь с кем-то. Вот Людмилу (Людмила Лобанова — сотрудник пресс-службы правительства региона. — Прим. ред.) сдам немножко, она периодически говорит: «Артем Владимирович, давайте на этой неделе не будем проводить [брифинг]». Нет, мы будем проводить каждую неделю. И я каждую неделю хочу видеть и слышать вопросы. Только почему-то одно дело на камеру надиктовать и развивать свою популярность на этой волне, а другое дело прийти фейс ту фейс — задать нам вопрос. Приходите, задавайте, я отвечу. В мой адрес пока никаких обращений не было. Я готов к диалогу и готов за каждое свое слово, за каждое свое действие отвечать.
Согласны с автором?