Многим северянам уже оскомину набило выражение — доска, треска, тоска. Татьяна Воротынцева, используя знакомые всем нам местные символы, дала северной эстетике другое звучание — яркое и позитивное. Благодаря ее работам в каком-то смысле треска с тоской и борется. Красочные нарисованные рыбы — от наваги и до корюшки — стали украшением авторских аксессуаров. Мы познакомились с художницей и узнали, как она придумала свой бренд, кто помогает ей развиваться уже под зарегистрированным товарным знаком и как она находит вдохновение вокруг себя.
Для тех, кто «болеет» Севером
Татьяна родилась в Архангельске, но после замужества переехала в Северодвинск и поняла, что именно этот город — ее.
— Любите ли вы малую родину так, как итальянцы любят свою? Восхищаетесь ли ажурным узором белого мха и яркими шляпками рыжиков, как они — гирляндами сочных лимонов? Я — да! Я люблю нашу скромную северную природу. Она наполняет меня, дает мне ресурс, силы и вдохновение. Это — родное. То, с чем я жила и живу, — пишет в сообществе бренда Татьяна. — Именно поэтому я создала и продолжаю создавать что-то, что близко мне. И тем, кто, как и я, «болеет» Севером.
Началось всё совсем не с платков, а с открыток: в 2009 году появились первые рисунки, а в 2014 году Татьяна Воротынцева начала продавать в своей группе во «ВКонтакте» отпечатанные открытки под брендом Tacilia Cards. Название у серии доброе — «Теплый привет с холодного Севера».
В сфере графического дизайна Татьяна работает более 14 лет.
— Из всего многообразия [форматов] открытки для меня — самый удобный выпуск. Я знаю технологию, я знаю, как это всё нарисовать, обработать, поместить, какое должно быть качество, цветовая модель — такие технические тонкости, которые я узнала благодаря своему профессиональному опыту.
Спустя семь лет бизнес расширился — и художница сосредоточилась на выпуске эксклюзивных платков, а сам бренд получил зарегистрированный товарный знак. Сегодня бренд Tacilia развивают два человека. Татьяна Воротынцева отвечает за творчество, а ее муж Илья берет на себя юридические и финансовые вопросы.
Татьяна с детства хорошо рисовала, в школе у нее был художественный класс и очень хороший педагог.
— Мы светотени изучали с первого по третий класс, перспективу — примитивно, но тем не менее. После выпуска я точно знала, что ни за что не буду ни юристом, ни экономистом, хотя тогда все туда стремились. А я творческий человек, и это не то, чем я хотела заниматься всю жизнь. В столицу было страшновато уезжать, поэтому искали, что у нас есть.
В итоге Татьяна поступила в Архангельский государственный технический университет на инженера-технолога по специальности «художественная обработка материалов»:
— У меня мышление сочетается творческое и инженерное. Я черчу четко, у меня хорошее объемное видение, инженерную графику я обожала. Я считаю, что я все-таки не живописец, я больше прикладной художник, график. У нас была история искусств, материаловедение. Мы много своими руками резали из дерева, паяли лампой, проволочки гнули. Обучали нас делать мебель. У меня был дипломный проект — шкаф платяной с росписью. Мышление инженера помогает осознавать — что, почему, зачем. Если бы я была просто дизайнером или художником, я бы такого в жизни не сделала.
Помогает подобрать платки к одежде и цветотипу
Как дизайнер она поработала в разных сферах, но в итоге полностью сосредоточилась на собственной торговой марке. Название ее выросло из адреса электронной почты — Tacita — анаграмма имени и девичьей фамилии (Цикина). Создавая бренд, Татьяна решила сделать его более звучным, и сменила на Tacilia (Тацилия). А позднее художница обнаружила, что в названии сочетаются два имени — ее и мужа.
Творческие поиски привели Татьяну еще к разным форматам — производство календарей, наборов для вырезания, деревянных фигурок и других изделий. Во всех работах чувствуется северная эстетика.
— Всегда хотелось создавать какой-то продукт, который бы окупался. Вообще моя цель — зарабатывать своими умениями. Чтобы то, что я делаю, нравилось людям и приносило мне деньги. Чтобы я производила что-то новое в этот мир — красивое, гармоничное.
Сейчас дизайнер из Северодвинска переключилась на выпуск женских аксессуаров — платков, и, кажется, это что-то новенькое для локальной бренд-индустрии.
Татьяна прикидывает, с чем ее платки можно носить, и в сообществе, к примеру, делает такие подборки.
«Корюшка», оказывается, — довольно универсальный платок.
Сегодня Татьяна активно продвигает свой бренд через различные коллаборации. Во время небольшого отпуска в Костроме Татьяна и Илья заглянули в музей сладостей «Русские сласти» — и сейчас художница рисует для этого музея открытки.
— Мы пришли в музей, а там всё так красиво оформлено! Видно, что у хозяев хороший вкус, столько мелочей интересных. Маленький зал: сладости, печка, мужик пряники лепит — манекены прямо стоят. На печке короб, из него девочка выглядывает. А у меня как раз в Санкт-Петербурге платок на эту тему отправлен на производство. Я говорю: «Ой, смотри, это же Машенька, давай предложим, может, у нас какое-то взаимовыгодное сотрудничество получится» — наши платки были бы классным дополнением к их экспозиции. Мы познакомились с хозяевами музея, попереписывались в WhatsApp. Так что в Кострому две «Машеньки» у нас поедут.
В марте этого года семья зарегистрировала товарный знак. Процедура небыстрая — оформление начали еще в сентябре. Теперь на каждом платке присутствует силуэт кулика — птицы, которая напоминает Татьяне вологодскую область, родину ее родителей. Оригинальную упаковку-тубу с таким лого также создала сама Татьяна. Муж художницы Илья рассказал, какие преимущества дает регистрация товарного знака:
— Защита собственной продукции. Плюс это уровень самого бренда. Когда у тебя официальный товарный знак, значит, ты серьезно, надолго решил заниматься. Он на 10 лет выдается. У нас заявлен перечень продукции, в основном направление текстильное, издательская продукция.
Семья трудится для людей, которым хочется добавить в жизнь красок, для тех, кто ценит авторскую работу и эксклюзивные вещи.
— Нам хочется надеяться, что наши покупатели — люди со вкусом, потому что всё подобрано эстетично. Ты можешь зайти на какой-нибудь агрегатор и купить там платок за 500 рублей. Но это будет сделано без идеи, без подосновы. А здесь каждое изделие прочувствовано, пронизано какими-то воспоминаниями, конкретными событиями.
И продумано. Например, серия платков «Северные рыбы», которые мы уже показывали выше, создана с опорой на четыре цветотипа внешности. В группе во «ВКонтакте» можно пройти тест на определение своего цветотипа. Для тех, кто сомневается, к какому цветотипу себя отнести, дизайнер даже сделала определитель во «ВКонтакте» — это довольно забавно.
— Я хочу, чтобы здесь были не только красивые цветовые сочетания, но и смысл заложен, образы интересные, — говорит Татьяна о своих платках.
— Здесь северная идея. Мы все-таки отсюда, и мы хотим донести людям, что тут много красок, а не серость, — поддерживает супругу Илья.
Про вдохновение в простоте и «Красоту под ногами»
Любовь к Северу Татьяна выражает еще и в фотографии, она член русского географического общества. Ее снимок «Красота под ногами» стал финалистом конкурса «Самая красивая страна» в номинации «Снято на смартфон».
Порой лужа под ногами может вдохновить на что-то прекрасное. Как поймать вдохновение?
— Правильный ракурс, правильный взгляд. Немножко по-другому посмотреть, и мир сразу другим становится. Я когда нахожу что-то такое, у меня [появляется] ощущение восторга. Когда платок делаю — тоже, какая-то идея — хоп! — и ты начинаешь делать. Это прямо озарение. Эндорфин, серотонин, не знаю. Чистое творчество. Даже когда фотографируешь. Когда понимаешь, что от тебя-то ничего не зависит, ты просто проводник этого всего. Просто повернул камеру, приблизил, нажал.
Три причины, почему стоит остаться жить на Севере:
Спокойствие.
Белое море.
Природа.
— Обожаю Северодвинск, — говорит Татьяна. — Обожаю море и всё, что там есть вокруг. Он очень комфортный для жизни. Единственное, чего мне не хватает, — солнце, но как сильно мы радуемся, пока небо голубое — сразу всё преображается. Особенно море. Эти закаты, боже! Это же такая красота.