В Архангельской области, да и в целом в России, становится всё больше компаний, производящих натуральные продукты. Дело не только в тренде на правильное питание и ЗОЖ, но и в дефиците чистых продуктов, в которых потребитель реально уверен. Владимир Будейкин — один из предпринимателей, который создал ферму и смог превратить ее в безубыточное дело. Как он искал ресурсы, что было самым сложным и какие планы у него сейчас — поделился с архангелогородцами в этом материале.
Зарождение агробизнеса
Всё началось с желания самим иметь натуральные продукты. Владимир с семьей решили сделать фермерское хозяйство, которое бы приносило прибыль. Нужно было найти территорию и придумать, что взять за основу. В итоге в 2013 году они завели кроликов и птиц — гусей, кур и индюшек. С поиском угодий помогла Приморская администрация.
— Мы арендовали 1 га территории, начали разводить животных и продавать натуральное мясо. Со временем стали производить и сыр на козьем молоке. Потихоньку увеличивали площадь, и сейчас участок вырос в 4 раза. Работали так 3 года и поняли, что это экономически невыгодно. Решили менять формат и пришли к гостевым посещениям, — рассказал Владимир.
Уже в январе 2017 года они принимали первые группы гостей. Люди приезжали, чтобы посмотреть на фермерских животных, погладить их и заодно купить натуральные продукты. С одной стороны, это дополнительная прибыль. И у «Фермерской Слободы» действительно дела потихоньку пошли в гору. Но с другой стороны, нужно было улучшать инфраструктуру. Ведь одно дело — просто выращивать животных, а другое — принимать посетителей. Это потребовало определенных изменений и вложений.
— Уже спустя несколько месяцев мы увидели, что этот формат становится популярен. Приезжало всё больше людей. От Архангельска до нас добираются за 15 минут на машине. Даже появились очереди на бронирование. Тогда мы начали активно приводить территорию в порядок и обустраивать всё, что требуется для приема гостей: парковку, дорожки, чайный домик и так далее, — отметил основатель «Фермерской Слободы».
Расширение и поиск средств
Спустя год, в 2018-м, Владимир понял, что останавливаться нельзя. Он хотел использовать все 4 га территорий по максимуму: увеличить зону парковки, поставить больше домиков для отдыха посетителей, установить системное освещение участка и пригласить на работу больше людей. С этими задачами он обратился в Агентство регионального развития.
— Мы начали думать, как привлечь средства для улучшений, вместе с Агентством. Пока что нашли только один вариант — поучаствовать в конкурсе Ростуризма и выиграть грант. Агентство будет сопровождать наш проект. Они дали рекомендации, помогли отснять видеоматериал, чтобы удачно пройти конкурсный отбор, — добавил Владимир.
Предприниматель решил обратиться в Агентство, потому что здесь работают специалисты, которым известны все механизмы ведения и развития своего дела. Они бесплатно консультируют и сопровождают как и начинающих стартаперов, так и матерых предпринимателей. К примеру, Владимир обращался к ним и ранее, что позволило участвовать в Маргаритинской ярмарке, не платя за аренду выставочной площади.
По словам предпринимателя, ему не нужна большая команда, чтобы содержать угодье. Летом в развитии хозяйства большую помощь оказывают сыновья, которых у фермера трое.
Сейчас бизнесмен нашел партнера-единомышленника, который тоже разводит коз. Они вместе задумали создать большой экопарк недалеко от «Фермерской Слободы», где можно было бы гулять, смотреть животных и отдыхать всей семьей на выходных.
Сложности на всем пути
Сейчас основное направление компании — разведение коз и производство кисломолочной продукции на основе козьего молока: сыры, вареная сгущенка, йогурты и само молоко. Производство мяса им пришлось приостановить. Дело в том, что на территории угодий «Фермерской Слободы» нет надежных построек, где бы они держали скот в безопасности. И в прошлом году на ферму периодически нападали бродячие собаки, которые нанесли весомый вред компании. Но в перспективе Владимир планирует восстановить птичник и крольчатник.
Период пандемии 2020 года дался «Фермерской Слободе» нелегко. Не было гостей, и предприниматель сделал упор на производство продукции и превратил простой в период для творчества.
— У меня появились помощники — сыновья, которые не ходили в школу, институт и больше времени могли посвящать семейному делу. Мы доделали чайный домик, экспериментировали со вкусами: производили пармезан, сливочное масло на козьем молоке. За прошлый год я в очередной раз убедился, что может произойти всё что угодно, но будущее — всё равно за натуральными продуктами. Здоровье всегда будет в приоритете, — уверен Владимир.
Если вы тоже хотите получать государственную поддержку для своего бизнеса от Агентства регионального развития, обращайтесь по телефону: 8 800 100-70-00 или по электронной почте: office@msp29.ru.
Больше полезной информации в соцсетях Агентства: «ВКонтакте», «Инстаграме», «Фейсбуке».