Юлия Попова-Онучина уже 11 лет работает пряничной феей. Так она называет себя сама. В 2010 году северянка открыла пряничную мастерскую, а семь лет спустя создала в центре Архангельска частный музей. Но начало пандемии ударило по сладкому бизнесу: оптовые покупатели стали отказываться от заказов, музей на время локдауна пришлось закрыть, а впереди маячила только неизвестность. Однако «пряничный домик» уже полтора года, несмотря на все ограничения, остается несломленным. Мы поговорили с его создательницей о том, что помогает ей держать дело на плаву.
«Удивительное дело. Писали со всей России»
Юлия вспоминает, что начало пандемии было для нее очень сложным. В первую волну она сама тяжело переболела коронавирусом и, как признается, даже думала писать завещание. А в марте по всей России объявили локдаун.
— Я плакала. Ревела, не только плакала. После знаменитого путинского выступления в марте, когда всё только начиналось, когда мы все в первый раз закрылись. Белугой ревела, закрыла бизнес, пост во «ВКонтакте» издала... и тут волна народной поддержки меня настигла, — вспоминает северянка.
Люди стали писать Юлии, чтобы она не бросала любимое дело. Выяснилось, что теплые слова присылали даже те, кто находится на другом конце страны.
— Женщина по имени Лайма, которая раньше жила в Северодвинске, написала: «Не отчаивайся, всё будет хорошо. Выдержим. Твое дело очень важное, нужное, красивое, вкусное. Держись!» И когда мы испекли свежие пряники, я отвезла их в Северодвинск, звоню, говорю: «Лайма, забери». А оказывается, она уже где-то, по-моему, на Камчатке. Удивительное дело. Писали со всей России, — говорит Юлия.
Сладости у Юлии закупают и оптовики, но в тяжелый для всех бизнесменов ковидный период они стали отказываться от уже готовых заказов. Мастерская была до потолка заполнена пряниками, а все потенциальные покупатели сидели по домам на самоизоляции. Тогда предпринимательница начала продавать сладости с доставкой. Развозила заказы по адресам лично.
— Дабы минимизировать контакты, взяла у одной из знаменитых пиццерий лайфхак: ездила с раздвижной табуреткой. Всё как положено: на табуреточку ставили. Люди открывали двери, забирали пряники, — рассказывает Юлия. — Сама за рулем, сама развозила.
Поскольку многие люди тогда не могли встретиться лично со своими близкими, они заказывали у пряничной феи сладости в подарок тем, по кому соскучились.
Пошли навстречу и владельцы помещения, где находится музей: заморозили арендную плату. Власти снизили налоговую ставку. Об этом Юлия упомянула отдельно, чтобы восстановить справедливость.
— Почему-то у нас все всех ругают, а я говорю: «Спасибо». Это здорово помогло выбраться в тот момент из этой ситуации. Поддержку оказала и тогда вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова. Ей «очень срочно нужны стали пряники и сувениры». Как рядовой покупатель она пришла в лавку и сделала очень хорошую покупку, поддержав нас таким образом, — отметила она.
«К новым правилам все относятся с пониманием»
Во время локдауна весной 2020 года музей все-таки был закрыт для посетителей. Тогда Юлия вместе со своей 11-летней дочерью в режиме онлайн проводили мастер-классы по украшению пряников и изготовлению сахарных леденцов. Кстати, «пряничный домик» — это семейное дело. Интерес к нему сама Юлия переняла от своей мамы.
С течением времени пандемия подкидывает предпринимателям всё новые сюрпризы, их приходится принимать. Так, месяц назад, с 11 октября, в Поморье ввели систему QR-кодов для посещения общественных мест. Многие бизнесмены отметили, что число клиентов у них резко сократилось. Однако в музее «Архангельский пряник» сильного оттока посетителей не заметили.
Да, здесь тоже посещение экскурсий и мастер-классов теперь только по кодам или справкам. Но гости относятся к такому правилу спокойно.
— Все относятся с пониманием. Люди осознают, куда они идут. Они сделали свой выбор, — описывает ситуацию предприниматель.
Однако тема вакцинации для Юлии всё же болезненная. Это связано с тем, что некоторые люди негативно отзываются о местах, где честно соблюдают новые ограничения.
— В социальных сетях иногда такие некорректные, на мой взгляд, публикации появляются. Ассоциируют выживший бизнес, который работает по QR-кодам, с фашизмом. Ну вот как это комментировать? Мне от этого больно. Ты сделал свой выбор, не привился — не оскорбляй других. Это ни к чему хорошему не приведет, — рассказывает северянка. — Я никому не пожелаю болеть так, как это было у меня. Поэтому я привилась. Я не знаю, насколько это важно. Сейчас мир вообще разделился на привитых и непривитых. Очень много разговоров, очень много больных тем.
«Нам всем нужен позитивный заряд»
За последние полтора коронавирусных года в бизнесе Юлии в целом произошло немало изменений. С начала пандемии у нее на 50% сменился персонал. Наша собеседница считает, что благодаря этому бизнес обрел второе дыхание.
Обновился ассортимент: появилась новая сувенирная и промопродукция, например, шейные платочки с логотипом «Архангельского пряника» и открытки с авторскими иллюстрациями северной художницы Елены Комиссаровой. В скором времени во дворике музея должны появиться две фотозоны — на их создание Юлия выиграла грант.
Для тех, кто не может лично посещать мастер-классы, придумали «наборы для творчества на вынос». Их предлагают и тем, у кого нет QR-кода.
Однако одну из новых идей мастерица всё-таки отвергла. Это козули в виде коронавируса. Юлия считает, что не нужно зацикливаться на негативе.
— Думаю, наоборот, нужен нам всем позитивный заряд. Курс на что-то хорошее, — говорит она.
Наша героиня признается, что сейчас намного спокойнее относится к неожиданным поворотам судьбы, чем в начале пандемии. Если срочно понадобятся деньги, она готова, например, работать в такси.
— Это, конечно, очень примитивный пример. Но всегда надо что-то уметь делать руками, и нужна вторая профессия. Ну что сидеть реветь? Что от этого изменится? Надо двигаться. Движение — это жизнь. Это не нами придумано. У меня еще миллион идей, на которых можно заработать, — рассуждает Юлия.
Она советует другим бизнесменам не закапываться в свои проблемы. Ведь самое главное в условиях, в которых мы сейчас живем, — не впадать в отчаяние.
Ранее Юлия уже рассказывала, как ситуация с соблюдением ограничений отличается на юге и на севере страны. А еще мастерица делилась с читателями 29.RU рецептом ароматных пряников. С ними приятно выпить чаю или подарить друзьям, а сам процесс приготовления невероятно увлекает.