Работать на себя мечтают многие, но не все решаются на это и упускают возможность превратить хобби в доходное дело. Ведь начать раскручивать себя как специалиста можно потихоньку, не увольняясь из крупной компании, и для саморекламы в интернете есть удобные площадки, например «Авито Услуги». Архитектор и фотограф рассказали, как выстраивают свою работу и находят клиентов. Возможно, они вдохновят вас на перемены в жизни.
Променял железную дорогу на архитектуру
Дмитрий — инженер путей сообщения по образованию, но железной дороге он предпочел проектирование загородных домов. Не высоток, не промышленных зданий, хотя в этой области доходы выше и проще пробиться.
— В интернете полно курсов, специальных программ. Я набираюсь опыта у узких специалистов, — рассказывает архитектор. — Со мной работают и профессиональные строители, и частные заказчики, которые решились на дом за городом. С ними договориться проще, но второй коттедж им вряд ли понадобится, а строители работу подкидывают постоянно. Еще, бывает, меня просят переделать чужие некачественные проекты.
Поиском клиентов Дмитрий занимался в разных источниках — в соцсетях, по знакомым, но в итоге остановился на «Авито Услугах».
— В этом году строительный сезон начался позже: цены на материалы подскочили, и не все решились на стройку. Но заказов хватает, с одного «Авито» порой приходит больше половины клиентов, — делится Дмитрий. — Я продолжаю там размещаться, чтобы хотя бы быть на виду, даже когда загружен. А если заказы заканчиваются, беру платное продвижение — иногда просто выделяю все объявления цветом и рвусь в топ. Так получаю в два раза больше просмотров и заявок.
Стоимость проекта зависит, как ни странно, от самого клиента. Если у него есть четкое понимание, какой дом он хочет, тогда целый пласт работы архитектора отпадает. Заказ выходит достаточно дешевым и быстрым по исполнению.
— А бывает, клиент пока не понимает, чего хочет, показывает разные картинки и говорит: «Отсюда — крышу, отсюда — стены, отсюда — окна», — продолжает Дмитрий. — Чтобы собрать всю эту солянку, нужно сначала разработать эскиз, обсудить его тысячу раз, а потом уже приступать к самому проекту. Это и дольше по срокам, и дороже.
У архитектора есть и свой дом за городом, и иногда ему требуется помощь строителей. Мастеров он тоже ищет на «Авито». Чтобы выйти на добросовестных исполнителей, нужно как следует изучить рынок, посмотреть оценки и отзывы — система рейтингов на сайте выручает.
— Когда видишь много негатива в отзывах, отсеиваешь человека. И наоборот, если хорошая репутация, позитив в оценках, выбираешь этого специалиста. Хотелось бы, чтобы эту систему рейтингов и дальше прокачивали на «Авито», — говорит архитектор. — Мне нужно было свалить несколько крупных деревьев на участке, еще искал плотников и мастеров на общие работы. На «Авито» много предложений, есть из чего выбрать, и всегда можно быстро связаться с человеком, это плюс.
Часто сайт выручает, когда нужно купить и продать самые разные вещи. Так Дмитрий нашел новых хозяев автомобильному холодильнику, детским весам, коляскам, а себе приобрел инструменты и бытовые приборы, на покупку которых не хотел тратить много денег.
Превратил детское баловство в дело всей жизни
Вот уже 11 лет Павел профессионально занимается фотографией: у него заказывают свадебные фотосессии и съемку одежды для маркетплейсов. А начиналось всё с детского увлечения.
— Фотографии меня учил отец — у него это было подработкой по выходным. Сейчас я посещаю мастер-классы, читаю книги по теме, прохожу курсы — обязательно нужно держать руку на пульсе, — рассказывает Павел. — Конечно, фотограф — это такая профессия, в которой никуда без сарафанного радио. Но и в интернете заказчики меня тоже находят, на том же «Авито», где я недавно открыл для себя раздел услуг, хотя раньше только вещи продавал. Опубликовал сразу три-четыре объявления, разделив их по теме съемок: еда, одежда, свадебные фотосессии. Отклик появился уже на следующий день, а в неделю приходит 2–3 заказчика — уже неплохо.
Цену Павел выставляет не за одну фотографию, как это часто делают его коллеги, а реальную — около 2500 рублей за полчаса работы. В нее включено всё: подбор студии и моделей, обсуждение всех деталей и финальный продукт.
— Кстати, про подбор моделей, — смеется фотограф. — Как-то мне надо было найти их для съемки корсетов plus size, вот тогда я попотел — отправлял запросы в пять разных агентств. А вообще удивительно, что даже на свадебную фотосессию люди ищут фотографа в интернете — с «Авито» у меня есть несколько таких клиентов. Обычно ведь спрашивают рекомендации знакомых, портфолио смотрят… А тут у одной пары вообще была свадьба на следующий день, но мы быстро обсудили все детали и за несколько часов создали сказку.
«Авито» выручает Павла и в другом: когда для работы нужно купить какую-то технику или аксессуар, например объектив и рюкзак, которые сложно найти где-то еще. Пока фотограф публиковал свои объявления, он приметил множество полезных услуг: клининг, ремонт квартир, аренду жилья. «Авито» — универсальная площадка для решения как рабочих, так и бытовых вопросов.
На примере Дмитрия и Павла можно убедиться, что начать свое дело проще, чем кажется. И главным помощником в этом станет «Авито». А если вам нужны мастера для решения вопросов в самых разных сферах жизни, за этим тоже можно обратиться к сервису. Тысячи объявлений в Екатеринбурге, удобная система рейтингов, возможность сравнить цены привлекают на «Авито» всё больше пользователей. Попробуйте и вы!