Деревня Окуловская, которая спрятана на юге Архангельской области, редко появляется в сводках новостей. Проживает в ней около 400 человек, молодёжь в последние годы всё чаще уезжает в города. Здесь нет ни Интернета, ни мобильной связи — дозвониться до местных можно только на стационарные телефоны. Дома тут сплошь деревянные, отопление — только печное. А ещё через Окуловскую нельзя попасть в другие населенные пункты, вокруг лес.
«Пожертвовали склад, амбар и баню»
С лесом в деревне в этом году и случилась проблема — несмотря на его количество, местным жителям нельзя просто так заготавливать в нём дрова. Обычно дрова приходили по замерзшей реке, но прошедшая зима выдалась тёплой, и река не застыла. Остались без топлива. Местным даже пришлось жечь в котельной старые деревянные постройки. Второй вариант: рубить лес рядом с деревнями, но, как выяснилось, делянки поближе не найти — подавляющая часть лесных земель вокруг взята в аренду группой компаний «Титан».
Окуловская — административный центр Выйского сельского поселения, в котором всего проживает 740 человек. Здесь работает средняя школа, в которой учатся дети из ближайших деревень и посёлков — всего 15 человек. Она отапливается от местной котельной, как и детский сад, и пришкольный интернат, и ФАП, и местная администрация. Котельная работает исключительно на древесине, а дрова для неё закупают на частной делянке, расположенной через две реки от Окуловской. Для личных нужд жители либо приобретают дрова у того же предпринимателя, либо заготавливают сами по лесобилету.
В конце января ледовая переправа ещё была не открыта, и частник не смог доставить дрова в деревню по зимнику. Так котельная осталась без дров.
— Мы у населения приобретали старые хозяйственные постройки, которыми они не пользовались или которые уже были непригодны к использованию, — объясняет директор Выйской средней школы Сергей Малеев. — Нам пожертвовали один большой склад, амбар и баню — только для того, чтобы спасти котельную и не заморозить её.
«У нас [в Окуловской] все постройки деревянные. Заборы, дома — всё это требует ремонта, и лес идёт не только на дрова»
Ни газа, ни угля у нас нет. Для котельной, например, в этом году у нас при аномально тёплой зиме было использовано 300 кубов древесины. А семь лет назад, когда была аномально низкая температура, до -40, у нас ушло в котельную 1200 кубов.
Когда жители стали искать, где ещё можно рубить деревья для нужд муниципалитета, выяснилось, что все земли вокруг нельзя трогать.
— О том, что этот лес принадлежит «Титану», мы узнали в этом году, — продолжает Сергей Владимирович. — Ближайшие делянки, которые принадлежали в своё время совхозу «Выйский», были отданы им в аренду. Здесь три кладбища между деревнями — оказывается, [эти земли] тоже отданы в аренду. Фактически, населению у нас остается выделено только два квартала леса, где частники заготовляют дрова. Но они уже на исходе. Как это было все сделано? Буквально за огородом — это уже не твой лес, не твои дрова.
«Местному населению делянок-то и нет»
В руководстве Выйского поселения 29.RU рассказали, что «Титан» работает в здешних местах второй год, но никаких вырубок не ведет. Но местные всё равно опасаются, что если с группой компаний не будет подписано соглашение, то в будущие годы без дров может остаться не только Окуловская, но и соседние населенные пункты — деревня Гаврилово и посёлки Северный и Осяткино.
— Нам нигде больше не заказать дрова. Если «Титан» не пойдёт навстречу, то без леса останутся два наших предпринимателя, которые занимаются лесозаготовками, останутся банкротами, — говорит Сергей Малеев. — Кроме «Титана», здесь никого больше не осталось. Но если бы глава района подписала соглашение с «Титаном», то, как нам объяснили в департаменте лесного хозяйства, он должен был бы поставить населению МО «Выйское» 9 тысяч кубов ежегодно, для нужд населения.
Владимир Заборский — один из двух предпринимателей, у которых есть делянки в лесу. Правда, он продает древесину не для отопления, а для строительных целей: делает на пилораме окна, двери, вагонку для местных. Владимир признается, что делянки здесь хоть и дорогие, но качество леса плохое. И считает, что леса в округе должны принадлежать местному населению.
— Сельские леса трогать вообще никому нельзя, — говорит он. — Они должны принадлежать народу, который проживает на этой территории.
«Я считаю, что [лес] надо [выделять] всем организациям, которые находятся при муниципальном образовании и без которых не может прожить население»
Но по какой причине им не выделяются делянки муниципальные? Они вынуждены покупать дерево дороже [у частников], а это нагрузка на карман местного населения. Я, конечно, стараюсь в этом случае немного скидывать цену, чтобы было не так дорого. «Титан» забрал эти сельские леса под себя. А нам, местному населению, можно сказать, делянок-то и нет.
Рубить — могут. Когда — неизвестно
В группе компаний «Титан» ответили 29.RU, что арендатор лесного участка на территории МО «Выйское» — ЗАО «Лесозавод 25». Земля была передана ему в аренду в 2018 году областным Министерством природных ресурсов для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов. При этом арендуемый участок не является землями сельхозназначения.
— Участок предназначен для промышленной эксплуатации лесов, привлечения инвестиций в отрасль, устойчивого развития ЛПК и, как следствие, повышения выплат налоговых отчислений, создания рабочих мест. Карпогорское обособленное подразделение ООО ПКП «Титан» является субарендатором этого лесного участка, — заявили в «Титане».
При этом в группе компаний сообщили, что вырубка леса на территории Выйского поселения, действительно, может вестись, но когда именно начнется и будет ли вообще производиться в ближайшие годы — не ответили. А вот поставка древесины местным жителям может быть реальной, но об этом нужно договариваться.
«Соглашение может быть подготовлено, например, в рамках социально-экономического партнёрства, по инициативе местных властей»
— Сегодня все вопросы взаимодействия с муниципалитетами Группа компаний «Титан» решает через глав районов. С главой Верхнетоемского района холдинг в постоянном контакте. Сообща решаются многие проблемные вопросы. Если в МО «Выйское» существуют трудности с доставкой дров, то в ООО ПКП «Титан» предлагают встретиться у главы района в ближайшее время и обсудить возможные пути решения проблемы, — сообщила PR-специалист «Титана» Анастасия Ломакина.
Весной «Титан» разместил в местной газете «Заря» объявление, с помощью которого группа компаний хотела выяснить, какие из земель нужно оставить населению.
— Карпогорское обособленное подразделение ООО ПКП «Титан» просит сообщить об участках леса, имеющих особую экономическую, экологическую, культурную и духовную ценность для местного населения (места сбора грибов, ягод, прочих даров леса, обитания промысловых животных, поселений,) расположенных в арендной базе предприятия, которые следует сохранить нетронутыми, — гласила заметка.
Главная цель опроса, комментируют в «Титане», — защитить нужные участки от вырубки в интересах населения и не проводить на них заготовку древесины
При этом задачи запретить сбор грибов и ягод на оставшейся части арендованного лесного участка не стояло, как и запрета на пребывание местных жителей в лесу.
Сергей Малеев рассказал 29.RU, что сообщение они действительно написали вместе c главой района и отправили, но пока что ответа на него не получали.
«Лес кончается, леса у нас немного»
Власти поселения уверяют, что они со своей стороны тоже выходят на представителей компании и надеются на встречу с ними после того, как в области полностью снимут ограничения, связанные с коронавирусом.
— По кварталам, которые находятся в аренде, сейчас мы ведём с ними [«Титаном»] переговоры, — объясняет глава МО «Выйское» Анна Докунина.
«[Мы хотим] чтобы не производилась вырубка лесов рядом с населёнными пунктами. У нас грибные места, ягодные, где-то кладбища находятся»
— Последний ответ нам пришёл, что они после [окончания] пандемии согласны приехать и встретиться с населением.
Владимир Заборский верит, что есть и другие способы побороться за лес — он вспоминает, что раньше на их землях жила чудь белоглазая и предлагает юридически оформить здешних жителей как их потомков.
— Если зарегистрироваться [как коренной малочисленный народ] в реестре Архангельской области и доказать, что мы занимались здесь охотой и всем прочим, [тогда] у «Титана» можно даже лес этот отобрать. Большой бизнес — это хорошо, [но] он развивает только города. В городах неизвестно, что будет завтра.
«Будет один единственный в мире неурожай, и все поедут в деревни. А деревень-то не осталось»
Я рассматривал, как старики раньше рубили лес — выборочно, не сплошняком: толстый ствол срубили, а маленький оставили, чтобы подрастал. А сейчас рубят сразу все. А если рубить так, то мы без леса останемся быстро. Старые технологии намного выгоднее. Лес кончается, леса у нас немного.