Криминал Страх и ненависть в архангельских колониях: о чем жалеют наркоманы

Страх и ненависть в архангельских колониях: о чем жалеют наркоманы

Три истории мужчин, большую часть своей жизни потративших на вещества и несвободу.

«Наш багажник напоминал мобильный склад конфиската наркополиции. У нас было два мешка травы, семьдесят пять катышков мескалина, пять листов промокашки с мощной кислотой...» — многие слышали эту цитату из романа Хантера «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Воспоминания о жизни героев нашего материала чем-то похожи на историю Рауля Дюка и доктора Гонзо. С той лишь разницей, что это — реальные люди, которые живут рядом с нами. И которые из-за наркотиков упали на самое дно, откуда сейчас ох как непросто подняться.

Они приехали в Архангельск из Санкт-Петербурга, Московской области и Северодвинска не по своей воле. Прошли все круги ада — воровали у своих же, собирали использованные шприцы во дворах, часто бывали избиты. Арест, суд, срок, для многих уже не первый. Чистая постель, постоянная еда, никаких наркотиков и, главное, слабая надежда появилась у этих мужчин после приезда в областную больницу местного УФСИН. Истории обитателей реабилитационного центра — не выдумка, а та часть жизни, о которой обычно мы предпочитаем не знать.

Реабилитационный центр на базе Областной больницы УФСИН России по Архангельской области — второй центр в России для лечения нарко- и алкоголезависимых осужденных. Открыт в декабре 2013, рассчитан на 10 человек. За время своего существования в нем прошли реабилитацию около 100 человек. Курс лечения рассчитан на четыре месяца. Реабилитация проходит по программе «12 шагов», ее основная идея — сопровождение находящихся на лечении и выработка у них мотивации на здоровый образ жизни. Осужденные общаются с психотерапевтом, наркологом, психиатром, психологом, социальным работником и священником.

Андрей, 35 лет

11 лет за торговлю наркотиками

Употребляя наркотики, Андрей забыл о сыне и вообще обо всем


Меня взяли в 2015 году, пятый срок. У меня был неплохой бизнес в Северодвинске, интернет-магазин, с Архангельска товар возили — миксы, твердый гашиш, соли. Четыре месяца просуществовал. Заработал на машину, квартиру, шмотки дорогие. Таким спросом пользовался, вообще! Помню, проснулся: 360 покупок в час, одна покупка минимум 1000 рублей. Жизнь понеслась, у меня больше 10 курток разом появилось.

Употреблять начал в 2013-м, у меня мать тогда умерла, а гендир на работе сказал, что не даст ни копейки, пока не протрезвею. Вспомнил, что у брата в машине амфетамин — он употреблял с 2010-го — достал, принял. Там много было. Смотрел раньше «Бригаду», там как раз Саша Белый драму переживал и всё употреблял. Ну вот я и подумал, что мне побольше надо. Сразу так светло стало, трезвый. Мне денег на работе дали, я про мать вообще забыл. Легко! Бутылку коньяка между ног, катаюсь целыми днями. Потом соль стал употреблять, все деньги на нее спустил, искал и находил. Потом предложили самому стать «курьером». Но у них не было ни компьютера, ни телефона, а у меня всё было. Зашел в интернет и открыл новый для себя мир потайной — где наркотики, можно было схемы крутить. Я тогда, после колоний, блатной был, в зонах вены вскрывал, искал признания. В общем, не мог на свободе наркотой в открытую торговать, создал магазин и всех туда посылал. Никто не знал, что он мой.

Заказал себе скрытые камеры, жучки. Паранойя вместе с деньгами пришла. Ручка такая была, она на записывающие устройства в радиусе 10 метров реагировала. Сижу, вещество фасую, тут она пикает. Не поверил, выкинул в окно. Пошел «на дело», подъезжает серое «Рено», выбегают люди в масках. Подумал, грабят, а нет. Сразу положили, допрос, явка с повинной, оператора Олесю взяли через день. Мне удалось бежать, открыл наручники, поймали под наркотиками дня через два. Ну следствие долго тянулось, из СИЗО меня отпустили в итоге, проторчал всё, что было. Начал кидать людей. Все знали, что барыга, били. Исхудал, весил килограммов 65. Начал чужие остатки употреблять. И понимал ведь, что безумие. Мне надо было, хр...во было. Так гепатит заработал.

Самое жуткое — встретил девушку, в которую был давно влюблен. Знал, что вичевая, что тоже употребляет. В итоге я еще и ВИЧ заболел. Потом судили, дали 11 лет. Сюда отправили, в центр реабилитационный. В первый раз. Я шел только из-за комфортных условий, кошка есть — можно помучить, телек есть — можно поболтать, кровать, еду приносят, полный комфорт. Меня что удивило, мотивация, как оказалось, не важна. Самое сложное — взять ответственность, не обвинять никого.

Высшая сила, можно так сказать, есть. Меня же сюда привезли в 16-м году, с галлюцинациями, с раздвоением личности, у меня был друг Леха воображаемый. Оздоровили.

Я думаю, что вся моя жизнь шла к этому. Нагребсти последствий. Я всю жизнь ждал момент, что что-то должен сделать. Рассчитываю, может, кому-то помогу своим опытом.

Действительно, мотивация не важна. Несмотря на хорошие условия и стремление осужденного к комфортному отбыванию срока, около трети не справляются и уезжают. Работа здесь трудная, всё нужно поменять — и окружение, и образ мыслей, и взгляд на жизнь. Работа исключительно психотерапевтическая, никаких медицинских препаратов, мы занимаемся только психотерапией, прокомментировала психолог реабилитационного центра УФСИН России по Архангельской области Ольга Боговая.

За 2017-й год в Архангельской области зарегистрировано 884 наркопреступления, изъято 28,7 килограммов наркотиков, 83% из них - синтетика, это порядка 100 тысяч разовых доз.

—Наиболее сложная криминогенная обстановка в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров складывается в крупных городах области - Архангельске, Северодвинске и Котласе. В Архангельске выявлено 516 таких нарушений закона или 58,4% от числа зарегистрированных в области, что выше значения 2016 года, — озвучил официальную статистику начальник отдела информации и связей с общественностью регионального УМВД Иван Распутин.

Виталий, 33 года

Первый срок, пять лет за торговлю наркотиками

Виталий после освобождения планирует вернуться домой и постараться больше не сталкиваться с наркотиками

— Начал употреблять в 2011-м амфетамин. Раньше пил много, с пятого класса, решил, что хорошая замена. Я на мойке работал и приторговывал. Когда больше берешь, дешевле получается, особо не зарабатывал, и оправдывать не получается, всё равно свои добавлял. В месяц уходило около 25 тысяч рублей. Родня не знала. Они привыкли, что я постоянно пьяный. А тут все работаю, ночью ремонт делаю, мама довольна, Виталик не бухает. Спрашивали — когда спишь? Говорил: на работе. Я не воспринимал это как наркотики, оправдывал себя, что это все фигня.

Даже на суде был уверен, что меня не посадят. Знакомые наркоманы позвонили, спросили, есть чё, потом пришли, отдали деньги и всё. Контрольная закупка, в общем, меня взяли. Правда, отпустили на следующий день. Обыскали, дома чуть нашли. Чуть-чуть. Всё равно хранение приписали. Я дома старался не хранить особо. Для меня стало неожиданностью решение суда. Я думал, в первый раз, такое количество небольшое. Вообще несерьезно относился, даже на суд вмазанный пришел, у меня на мойке были наркотики. Ну дали 5 лет, а могли от 8 до 15.

На самом деле я бы попробовал тяжелые наркотики, если бы меня не посадили. Тюрьма отгородила. Мне уже было мало. Не было эффекта, как поначалу. Я его жрал в таких количествах, просыпался — и сразу хлоп.

В центре второй раз, мне кажется, здесь достаточно эффективно, хотя, конечно, тянет. Были порывы, думал заказать. Хорошо, что с колонии в больницу предложили поехать.

Как это работает, я не понимаю. Поначалу, конечно, казалось смешным. Тяга к наркотикам — она никуда не девается. Освобожусь — буду ходить на занятия в группы анонимные. Не хочу возвращаться к этому, меня родители ждут, они, кстати, в шоке были. Надо работу найти, здоровье поправить. Может, по УДО выйду, полгода до дома осталось. Я просто, получается, пять лет потерял. Маразм.

Вячеслав, 35 лет

Шестой срок, четыре года за кражу, взяли на 15 эпизодах

Перед тем, как снова сесть, Вячеслав просил полицейских отправить его в изолятор, некуда было идти. Ему отказывали — слишком он болен

— Обычная история. В 14 лет познакомился с не очень хорошими ребятами, начал употреблять травку, потом перешел на более тяжелое. Я сам из Иваново, у меня была хорошая семья, обеспеченная. Начал приворовывать, таскал у родственников вещички, научился по карманам красть. Первый раз на малолетку заехал в 17,5 лет, в автобусе кошелек украл. Дали полтора года, по амнистии вышел. На малолетке все строго было, не употреблял. Вышел весь на блатной романтике, снова наркотики, друзья, товарищи.

Я не видел никакого смысла жизни. Знал, что снова буду употреблять. Что родные? Мне не интересны семья, дети, работа, вся эта ерунда. Только наркотики. Хотя меня встретили, одели-обули. Даже пытались лечить, пристегивали наручниками к батарее, в погребе закрывали, но я убегал, с четвертого этажа на простынях спускался.

Тут все хотят по УДО выйти. А смысл? 90% — на свободе снова начну торчать. Страшно. Сейчас уже три года будет в мае, как не употребляю. Тянет, конечно.

У меня гепатит с 16 лет, отказала нога в 2008 году, потом инвалидность, инсульт, ВИЧ с 31 года, почечная недостаточность. Полмозга не работает. Постоянно в тюрьме сижу, 15 лет. Выйду — и что дальше? С палочкой много не наворуешь. Я же почти никогда не работал.

В реабилитационный центр при больнице ехать сначала отказался, потом подумал, что теряю? Здесь не сахар. Сложнее всего напрягаться думать. Я понял, что не могу контролировать этот процесс. Мне себя жаль. Жаль, что такой дурачок был. До этого центра я не знал, что столько чувств бывает. Тогда я чувствовал кайф, боль и голод, всё. Ну и эйфория, экстаз, когда принимаешь наркотики. Я здесь даже курить бросил, 24 года прокурил, здесь бросил, причем так легко всё произошло. Здесь учат общаться, слышать.

Когда нет наркотиков, в тебе образуется дыра. Нужен какой-то смысл, который ее может заполнить. Надо искать дело. Я не ищу, я пока только справляюсь, как мне бороться с болезнью. Это неизлечимо, на всю жизнь. Сами ребята помогают, подсказывают, наркоман наркомана чувствует лучше, чем обычный человек. Симптомы у всех одинаковые.

В глубине души страшно. Не хочу умереть парализованный или в тюрьме. Но при моей жизни вариантов немного. Иногда, думаю, может, Бог хочет меня спасти? Но зачем? У меня ни мозгов, ни образования. Никем я не работал особо, умею только красть.

Фото: Сергей Яковлев
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления