В последнее время все чаще в новостной ленте появляются сообщения о взяточничестве того или иного чиновника в Архангельской области. А в каких условиях живут взяточники, когда их лишают свободы? Чем занимаются, что едят, работают ли? Мы отправились в холмогорскую исправительную колонию строгого режима № 12 для впервые осужденных по особо тяжким статьям. Здесь сидят люди, совершившие преступления, за которые могут дать больше 10 лет лишения свободы. Сюда попадают не только за крупные взятки, но и за убийства, наркотики, насильственные действия сексуального характера, в том числе и по отношению к несовершеннолетним, — это самые распространеннные. Реже — за похищение людей и вымогательство.
Экс-проректор САФУ Таскаев, шпион Сутягин и взяточник Воробьев
Учреждения по России типовые — в таких условиях отбывает наказание, например, бывший глава налоговой службы по Архангельской области Сергей Родионов. Представителей силовых структур обычно этапируют в специальные колонии для тех, кто имеет принадлежность к правоохранительным структурам, но у нас таких в регионе нет, поэтому того же Родионова, вероятнее всего, направили в Нижний Новогород или в Коми.
А в этой колонии, как нам известно, сидел Дмитрий Таскаев, некогда известный политик, бизнесмен и бывший проректор САФУ по инфраструктурному развитию. Его задержали сотрудники ФСБ при получении 1,5 миллиона рублей. В апреле 2014 года его приговорили к 4,5 годам колонии строгого режима и штрафу в 105 миллионов рублей. В начале 2017 года Таскаев вышел на свободу из колонии строгого режима в Холмогорском районе в рамках условно-досрочного освобождения. Жители Поморья помнят его и в роли вице-губернатора области.
Тут же, по нашей информации, с 2004 по 2010 год отбывал наказание и Игорь Сутягин (не путать с архангельским бизнесменом Николаем Сутягиным, построивший знаменитый деревянный небоскреб в Соломбале). Суд с участием присяжных признал его виновным в том, что он в конце 1990-х годов за вознаграждение передавал секретные сведения предполагаемым разведчикам США Шону Кидд и Наде Локк, работавшим под прикрытием английской фирмы «Альтернатив фьючерс».
Сюда же попал и бывший депутат Архангельского городского совета депутатов Виктор Воробьев, который требовал у предпринимателя Ольги Осицыной взятку в 1,2 миллиона рублей за содействие в предоставлении в аренду земельных участков. В марте 2006 года его задержали при получении взятки. Воробьева признали виновным в получении взятки в крупном размере. Его приговорили к 8 годам лишения свободы с отбыванием в этой исправительной колонии строгого режима. Кстати, Ольга Осицына впоследствии баллотировалась на губернаторских выборах Архангельской области, проиграв Игорю Орлову.
Комната для свиданий и детская
В колонии существуют два отдельных входа — через один привозят внутрь заключенных, через второй попадают все остальные. Через него прошли и мы. Сначала ты попадаешь в узкий коридор с решетками. Посередине — металлодетектор. Прежде чем пройти через него, в небольшое зарешеченное окошко нужно сдать мобильные телефоны. Переписав паспортные данные, тебе выдают пропуск. В конце коридора — досмотр вещей в сумках и одежды с помощью ручного металлодетектора. Через эту процедуру проходят все без исключения — в том числе и сотрудники УФСИН.
Пройдя все досмотры, наконец можно пройти в комнату свиданий. Краткосрочные длятся 4 часа, длительные — 3 суток. Для длительных свиданий оборудовано 10 двухместных номеров, есть кухня и раздельный санузел. Также оборудована детская — часто приезжают жены с детьми. Продукты можно привести самим либо закупиться в магазине при колонии. Еду обеспечивает ФГУП «Архангельское».
В течение года осужденному разрешают 3 краткосрочных и 3 длительных свидания. При хорошем поведении и добросовестном отношении к труду осужденному могут количество свиданий увеличить до 4.
Из-за коронавируса длительные свидания не проводятся, краткосрочные разрешили совсем недавно. В качестве альтернативы можно воспользоваться видеосвязью — разрешают разговаривать 15 минут.
Вход для осужденных
На этом экскурсия по колонии у посетителей заканчивается. Тех, кто попадает сюда отбывать наказание, ждет другой путь. Их привозят на автомобиле внутрь, встречает новых осужденных оперативный дежурный. После проверки личности и материалов личного дела их досматривают, изымают запрещенные предметы, гражданскую одежду. Принимают в учреждение.
Затем осужденные отправляются на осмотр у врача. После этого — 15-дневный карантин. В период пандемии этот срок увеличили до 20 дней. Тогда же осужденный получает постельное белье, одежду, тапки, рукавицы, зубную щетку, порошок, бритвенный станок. Белье, кстати, производят тут же, в колонии. У каждой вещи есть свой срок носки, например, у куртки — 3 года. Если до окончания трехлетнего периода она порвалась, то ее придется подлатать.
— В течение 15–20 дней проводится работа всеми службами учреждения: воспитательные, производственные, отдела безопасности, проводятся различные инструктажи — по противопожарной безопасности, первичные, водные. Ознакамливаются под роспись об ответственности за побег и за нарушения установленных правил порядка отбывания наказания, — рассказал заместитель начальника ИК-12 Николай Питухин.
Распределение по отрядам
После прохождения карантина осужденного определяют в один из отрядов. Куда он попадет, зависит от его образования, специальности, состояния здоровья, наличия инвалидности, выхода на пенсию. С этого момента можно попросить первое свидание.
Всего в ИК-12 есть 5 отрядов с обычными условиями содержания и 1 отряд со строгими. В нем сейчас находятся 25 человек. В одном из отрядов содержатся рабочие столовой, птицефабрики и так далее.
При плохом поведении осужденного переводят в более жесткие условия содержания. Сокращают количество разрешенных свиданий, запирают в помещении. На прогулку выделяют 1,5 часа в день, телефонных разговоров не полагается, можно получить лишь 2 посылки и 2 бандероли. Нарушением считается, например, невыход на работу, — в таком случае как минимум на 9 месяцев его переведут на более строгие условия. Также наказывается курение в неположенном месте, ругань с администрацией, подъем позже 6 утра, отказ идти на зарядку, выход не в установленной форме, — например, в тапочках вместо обуви. Это регулируется уголовно-исполнительным кодексом.
Также есть облегченные условия содержания — полагается по 4 длительных и краткосрочных свидания в год через каждые 3 месяца, можно получить до 6 бандеролей и 6 посылок. В обычных условиях полагается по 3 длительных и краткосрочных свидания в год каждые 4 месяца, можно получить до 4 посылок и до 4 бандеролей. И в облегченных, и в обычных условиях содержания количество телефонных разговоров в год не ограничивают.
В колонии жизнь подчиняется расписанию: в 06.00 утра — подъем, в 06:10 — зарядка, в 06:30 — завтрак, с 08:00 — личное время, в 08:45 — утренняя проверка, в 09:20 — работа в первую смену. В 17 часов — окончание рабочего дня, в 17:20 — вечерняя проверка. В 18:20 — ужин, с 19:30 до 21 — личное время, затем час подготовки ко сну, в 22 — отбой. В распорядок дня входят также воспитательные мероприятия и учеба.
Территория отряда представляет собой общежитие и небольшой дворик, — локальный участок, как его называют сотрудники, — за пределы которого запрещено выходить, если только тебя не вызовут. Есть небольшой спортзал, душевая с туалетами, кухня, где можно попить чаю и приготовить свою еду из магазина или передачек.
Развлечения в колонии
В комнате воспитательной работы есть традиционные настольные игры — теннис, шашки, шахматы, нарды. Здесь же находятся черепахи и аквариум с рыбками гуппи. В каждом отряде есть небольшая собственная библиотека. Тут же в несколько рядов проставлены кресла — можно посмотреть телевизор. На выбор два канала: Первый, чтобы узнавать новости, и один из развлекательных. Второй можно выбрать из сетки кабельных каналов, которая отсортирована по тематике (никаких триллеров, жестокости и криминала). Еще есть радио и доступ к питьевой воде.
Каждому осужденному полагается спальное место, табурет и прикроватная тумба. У кровати закреплена табличка с информацией о человеке — ФИО, статья и срок, на который человек осужден. В женских колониях, в отличие от мужских, кровати одноярусные. Также есть шкафчики, в которых можно хранить полотенца, зимнюю одежду, спортивные костюмы. Лимит — до 50 килограммов.
Среди развлечений также есть библиотека. В ней порядка 2000 книг. Осужденные чаще всего берут читать исторические романы. Те, кто помоложе, любят фэнтези, например, Алексея Глушановского или Сергея Лукьяненко. Из классики — Толстого, Гоголя и стихи. В наличии есть книги на английском языке и религиозная литература. Осужденные выпускают собственную газету тиражом в шесть экземпляров по количеству отрядов. В ней рассказывают о прошедших спортивных соревнованиях, публикуют стихи.
Желающие могут заниматься музыкой. В ИК-12 есть комната, где стоят барабаны, гитары и музыкальная аппаратура. Если порвутся струны, придется ждать передачек — колония их закупать не будет. Местная группа называется «Параллельный мир», играет рок и военно-патриотические песни. Есть и другие виды самодеятельности — поэтические и театральные кружки, КВН.
Столовая
Концерты иногда проводят в обеденном зале. В колонии могут выступать как местные группы, так и заезжие коллективы не из числа осужденных. Столовая — одна из конфликтных точек, где могут проходить перепалки, чаще всего это случается в местах массового пребывания осужденных.
— Драк стараемся не допускать. Это человеческое общежитие, конфликты бывают. Но осужденные понимают, что это не останется без последствий, и сами стараются не допускать этих конфликтов, — рассказал ИК-12 Николай Питухин.
В столовой кормят в том числе и продуктами собственного производства — хлеб пекут сами, выращивают овощи в теплицах, есть птицеферма. Например, рацион может выглядеть так: на завтрак пшеничная каша с маргарином, омлет, чай, хлеб с маслом; на обед щи, рагу овощное с говядиной и кисель; на ужин гороховое пюре с мясом, чай, хлеб, сок, творог. Размер порций регламентирован, инвалидам и больным сахарным диабетом полагается чуть больше еды. Отряды приходят в столовую по очереди.
Дополнительно еду можно купить в магазине, но в столовой опубликованы цены. Килограмм куры-гриль стоит 542 рубля, шашлык — 2700 рублей из говядины и 2250 из свинины. Кило пельменей из говядины стоит 630 рублей, из свинины — 495. Пирожок с яйцом и сыром можно приобрести за 35 рублей, пожарскую котлету — за 72. Три блина стоят 38 рублей, одно пасхальное яйцо — 11, три вареных яйца — 35, а яичница-глазунья — 46. Килограмм пасхального кулича стоит 246 рублей. Не все продукты есть в наличии — в меню рядом с некоторыми из них ручкой написано краткое «нет».
Работа
В разных колониях есть свое производство. Какое именно — зависит от особенностей региона, где оно находится. В ИК-12, например, шьют одежду. За работу осужденный получает небольшую зарплату.
— В свое время в связи с недостатком леса мы прикрыли лесопиление. Сейчас заключили договоры, будем оказывать услуги по лесопилению частной фирме. Установлено новое оборудование, лесопильный цех сделаем. В этом году сделали новый швейный цех, — рассказал начальник центра трудовой адаптации осужденных Николай Георгиевский. — Из ФСИН России было получено порядка 2 миллионов рублей, было закуплено новое оборудование. Тут обустраивается порядка 70–80 человек. Этот цех позволил нам обеспечить 100%-ное трудоустройство осужденных. В настоящий момент в учреждении все осужденные, которые обязаны и могут трудиться, трудоустроены.
Образование
Перед тем, как отправиться на производство, осужденный проходит необходимое обучение.
— Если осужденный сказал: «Я не умею», у нас есть профессиональное училище № 9, где получают специальности «станочник-деревообработчик», «швей», «оператор швейного оборудования», «машинист котельной», «кочегар», — рассказал заместитель начальника ИК-12 Николай Питухин.
Также осужденный может получить среднее образование, если он не закончил школу. До 30 лет обучение обязательно, после 30 — по желанию. По окончании выдают диплом. На уроки в ИК-12 ежедневно приезжают педагоги холмогорской средней школы. Некоторые осужденные дистанционно получают высшее образование. Через начальника отряда или заместителя начальника колонии они получают задания, а выполнять их могут на компьютере. Но выхода в интернет нет. На данный момент в ИК-12 учатся 50 человек.
Лечение и храм
В случае болезни осужденный может пойти в местный фельдшерский здравпункт. Чаще всего обращаются с жалобами на температуру и зубные боли. Стационарное лечение проходит в областной больнице.
Раз в месяц в храм при колонии приезжает священнослужитель. С утра он проводит православную службу.
— Если есть возможность создать комнату для мусульман, то создается. Но для мечети нет у нас возможности. Не знаю, как сейчас, но раньше было очень много мусульман. Им давали проводить мусульманские праздники. Но с учетом того, что это режимное учреждение, понятно, что они не будут голодать в течение дня и только потом на заходе солнца есть, — рассказала начальник пресс-службы УФСИН по Архангельской области Лариса Знатных.
В основном осужденные в ИК-12 родом из Архангельской области. Но есть ряд уголовных статьей, по которым людей этапируют в другие регионы, — теракты, захват заложников, участие в ОПГ. Сейчас в ИК-12 находятся 428 человек.