Молодой архангелогородец Алексей Нечаев пошел служить по контракту еще до начала частичной мобилизации. Сейчас его могут посадить на срок до 10 лет — он стал фигурантом уголовного дела по новой статье Уголовного кодекса РФ о самовольном оставлении части. Контракт у Нечаева заканчивался 2 октября, а 18 сентября он поехал домой — разбирался с бумагами и неправильно их оформил. Мать уверяет, что Алексей не хотел сбегать или прятаться и якобы его отпустили. Однако военная полиция объявила северянина в розыск. Ситуация усугубилась тем, что 21 сентября объявили мобилизацию, — законодательство стало в разы строже.
Спокойно жил с семьей и вдруг узнал, что разыскивается
В июле 2022 года Алексей Нечаев подписал документы, прошел специальное обучение, а затем был направлен в зону СВО. Судя по всему, до того, как отправиться служить по контракту, у Нечаева были проблемы с деньгами. Есть несколько судебных исков, которые к нему предъявляли микрокредитные организации (возбуждено пять исполнительных производств на общую сумму более 25 тысяч рулей, а также есть семь решений суда по делам, когда Нечаев отказывался платить штрафы. — Прим. ред.).
По документам служба у Алексея должна была завершиться 2 октября — северянин был добровольцем еще до объявления частичной мобилизации, — и когда срок контракта подходил к концу, он поехал домой. Несколько месяцев спокойно жил дома с семьей и в январе 2023 года вдруг узнал, что его разыскивают.
Нечаев стал фигурантом уголовного дела по новой статье УК РФ о самовольном оставлении части (ч. 5 ст. 337 УК РФ). Теперь ему грозит от 5 до 10 лет колонии.
Как сказано в постановлении о возбуждении уголовного дела от 16 февраля (имеется в распоряжении редакции), младший сержант Нечаев находился в командировке — в Белгороде. Днем 18 сентября Нечаев на поезде уехал в Исакогорку, а оттуда добрался до Новодвинска, где «стал проводить время по своему усмотрению».
18 января 2023 года, как следует из документов, Нечаев добровольно пришел в следственный отдел СК России по гарнизону Северодвинск, «где заявил о себе, в связи с чем его незаконное нахождение вне сферы воинских правоотношений было прекращено». В документе также сказано, что Нечаев не обращался в государственные органы и в военное управление.
Мать Нечаева: «Сказал, отпустили домой»
Как рассказала 29.RU мать Алексея Лариса, ее сын отправился в войсковую часть в Печенге, прошел подготовку и отправился на Украину, после чего его вывели в Белгородскую область.
— Как он мне сказал, его отпустили домой, потому что у него контракт заканчивался 2 октября. Он приехал сюда, пошел в Архангельский военкомат спросить, что дальше ему делать. Ему сказали, что надо обязательно появиться в Печенге (Мурманская область, там находится центр для прохождения подготовки к военной службе и боевого слаживания. — Прим. ред.). В Печенгу он приехал в конце сентября, появился в части. Я так поняла, его отправили домой, сказали ждать звонка, — объяснила 29.RU Лариса.
— После возвращения из Печенги в октябре, числа шестого, явился сюда, в Новодвинск. 17 или 18 января мне позвонила сначала наша участковая, сказала, что его разыскивает военная полиция. Затем мне позвонили из военной полиции. На следующий день он явился туда, в Северодвинск, и его уже задержали, — рассказала Лариса 29.RU.
Билеты в Печенгу Лариса покупала сыну лично. Позднее на допросе следователь спрашивал ее про эти билеты. С материалами дела ее не знакомили, так как она проходит свидетелем.
Адвокат: «Какие выводы должны сделать другие парни?»
Уголовное дело возбудили по ч. 5 ст. 337 УК РФ, которая появилась в Уголовном кодексе 24 сентября 2022 года, уже после того, как Нечаев уехал из Белгорода. Ему грозит от 5 до 10 лет колонии.
В постановлении о возбуждении уголовного дела ссылаются на мобилизацию, которую объявили 21 сентября, — заключенные контракты продлили до ее окончания. Об окончании мобилизации заявляли в правительстве, но официальных указов так и не было.
— Привлекать к уголовной ответственности в такой ситуации Алексея нельзя, — считает адвокат Арктической коллегии адвокатов Александр Антонов. — На момент, когда он уехал из части в Архангельск, 18 сентября 2022 года, еще не было объявлено о мобилизации, а в Уголовном кодексе не было принято изменений об усиленной ответственности за самовольное оставление части в период военных действий или мобилизации.
Адвокат говорит, что Алексей не хотел уклоняться от прохождения службы:
— Он заключил контракт осознанно и добровольно. Хотел продолжить службу и принимать участие в СВО. Поскольку он знал, что его контракт скоро заканчивается, а как его продлить или правильно расторгнуть, он не знал, то и уехал в Архангельск, где сразу же пришел в военкомат. Такой возможности в Белгородской области у него просто не было. После чего он самостоятельно уехал в свою часть в Печенге, где находился пять суток.
«Ему никто не говорил, как ему надо поступать, не сообщали о мобилизации и приостановке действия контрактов на период СВО»
По словам юриста, Нечаев находился в Новодвинске со своей семьей и не пытался скрыться:
— Позиция же следствия заключается в том, что он не оформил правильно документы, не по форме сообщил о себе в части. В связи с чем там не смогли правильно разобраться в ситуации Нечаева, а он, соответственно, не исполнял обязанности воинской службы. Выходит, что молодой парень, который самостоятельно решил заключить контракт и принял участие в СВО, в силу несоблюдения формальностей признается опасным преступником, совершившим тяжкое преступление, за которое ему грозит длительное заключение? Разве его поведение свидетельствует о желании уклониться от службы?
«Какие выводы должны сделать другие парни, не владеющие юридическими знаниями в этой ситуации»?
— Что за неправильно оформленные документы тебе грозит до 10 лет колонии? — задается вопросом адвокат.
В данный момент Алексей находится в воинской части в Северодвинске, ему запрещено ее покидать. Уголовное дело направили в прокуратуру, но вернули на дополнительное расследование следователю. Редакция продолжит эту тему.