Сегодня, 6 июля, 2-й Западный окружной военный суд в здании Псковского областного суда вынес приговор журналистке Светлане Прокопьевой. Прокуратура попросила дать ей 6 лет лишения свободы за высказывания о теракте в здании архангельской ФСБ. Суд назначил Светлане штраф в 500 тысяч рублей. Мы следили в режиме онлайн за происходящим из здания суда.
За что судят Прокопьеву?
Утром 31 октября 2018 года в здании Архангельского УФСБ прогремел взрыв. Подросток Михаил Жлобицкий подорвал себя, пострадали три силовика.
Светлана Прокопьева в своей еженедельной передаче «Минутка просветления» на «Эхо Москвы в Пскове» анализировала причины поступка Жлобицкого. Она предположила, что причиной подрыва в здании ФСБ могла стать социальная и политическая обстановка в стране.
После эфира материал Прокопьевой был опубликован на сайте «Псковская лента новостей» под заголовком «Репрессии для государства». Позднее и текст, и запись эфира будут удалены по решению Роскомнадзора. «Эхо Москвы в Пскове» штрафуют на 150 тысяч рублей, а «Псковскую ленту новостей» — на 200 тысяч рублей.
Прокурор попросил дать Прокопьевой 6 лет лишения свободы и предложил на 4 года запретить ей заниматься журналистикой.
Еще за час до начала судебного заседания у входа стали скапливаться люди. В 11 часов на улице уже находилось несколько десятков человек, дежурила полиция.
Что говорила Светлана Прокопьева в последнем слове
В своем последнем слове журналистка отметила, что её текст «Репрессии для государства» прошел незамеченным для общественности — «его прочитали десятки, ну, сотни человек, когда он вышел».
— Он не вызвал никаких волнений в народе. Но через полгода ко мне ворвались собровцы с автоматами, перевернули мой дом, забрали мои вещи — и вот мы уже второй год, с привлечением экспертов, выясняем, был ли там состав преступления. При этом опасный, по мнению Роскомнадзора, текст теперь прочитан сотнями тысяч людей, переведен на английский и получил известность в разных странах мира, — сказала Светлана Прокопьева.
Журналистка отметила, «как нелепо наказывать за слова всей мощью уголовного преследования», ведь с этим куда эффективнее справляется общественное осуждение. Также Прокопьева сказала, что её судят за её работу — она пользовалась своим правом на свободу слова, анализируя теракт в рамках своей профессии.
— Мне не страшно критиковать государство. Мне не страшно критиковать правоохранительную систему и говорить силовикам, что они порою не правы. Потому что я знаю, что по-настоящему страшно станет, если я этого не скажу, если никто не скажет, — сказала Светлана Прокопьева.
Внештатный корреспондент 29.RU Иван Журавков попал в здание суда. Он передает, что внутри ужасное качество связи — не ловит интернет, нет Wi-Fi.
Дело Прокопьевой вызвало серьезный общественный резонанс. В её поддержку вступились журналистские и правозащитные организации — Совет журналистов, Human Rights Watch и ОБСЕ. На платформе Change.org создали петицию в поддержку Светланы, собравшую 150 тысяч подписей.
В апреле 2020-го известные журналисты и правозащитники записали видеообращение с требованием снять обвинения с Прокопьевой.
С февраля 2019-го в Пскове и других городах России проходили митинги и одиночные пикеты в поддержку журналистки.
Например, 3 июля 2020 года в Москве прошла серия одиночных пикетов с требованием остановить преследование Прокопьевой. По итогам акции задержали 17 человек.
Сама Светлана Прокопьева неоднократно заявляла, что не поддерживает терроризм, а тему о теракте она освещала в качестве журналиста.
— Я не оправдывала терроризм. Я анализировала причины теракта. Я пыталась понять, почему молодой парень, которому жить и жить, решился на преступление-самоубийство. Возможно, я ошиблась в реконструкции его мотивов — и хорошо, если ошиблась! — но никто этого не доказал. Обвинение вместо обсуждения — это, знаете ли, довольно примитивная и грубая позиция. Это кулак в лицо в ответ на устное замечание, — рассказывала Светлана.
К сожалению, в зале суда мобильной связи нет совсем. Вот несколько фотографий из холла, где интернет еще ловит.
— Светлана Прокопьева невиновна. Это — главное, что нужно понимать в эти дни, за считаные часы до вынесения приговора. Светлана Прокопьева должна быть оправдана, потому что правда на её стороне. Приговор Светлане Прокопьевой будет первым политически значимым приговором после «обнуления» Путина. Он покажет всей стране, что будет происходить со свободой в России при этой Конституции, — отмечает политик Лев Шлосберг.
В 2013 году Светлана Прокопьева заняла должность главного редактора газеты «Псковская губерния», которую издает Шлосберг.
Режиссер Василий Сенин опубликовал видео, в котором актрисы читают речь Светланы Прокопьевой с судебных прений.
Светлану Прокопьеву признали виновной
Светлане Прокопьевой назначили штраф в 500 тысяч рублей. Её признали виновной в публичном оправдании терроризма. Изъятые при обыске ноутбук и телефон конфисковали в пользу государства. Заниматься журналистской деятельностью Светлане не запретили.
Комментарий Шлосберга
Политик Лев Шлосберг рассказал, что думает о приговоре Прокопьевой.
— Я не сомневаюсь, что приговор будет обжалован адвокатами. Учитывая, что санкция этой статьи беспредельно значительна, от штрафа до лишения свободы от 5 до 7 лет, то есть ниже 5 давать нельзя, я считаю, что в суде обвинение рассыпалось. То есть вынесенный сегодня приговор означает, что обвинение показало себя несостоятельным. В этом смысле это победа. С точки зрения общего состояния свободы слова, общего состояния правосудия в нашей стране мы сегодня услышали приговор невиновному человеку. Сейчас, безусловно, у всех преобладают эмоции, как ни печально сказать, радости, потому что Светлана не лишена свободы. Но при этом мы понимаем, что это тот жестокий компромисс, на который пошли власти в силу колоссальной реакции на это уголовное дело. И в этом смысле этот приговор можно считать победой гражданского общества сегодня в России, — сказал Лев Шлосберг.