В порт Архангельск вернулся легендарный дизель-электроход «Михаил Сомов». Пока он был в пути, ассоциация «Морское наследие» отметила его почетным знаком и задалась вопросом, что будет с судном после выхода «на пенсию»? Впервые публично прозвучала мысль превратить «Михаила Сомова» в музей. Журналисты 29.ru узнали в Северном УГМС, когда судно перестанет ходить в рейсы и вместо этого примет гостей на экскурсии.
Пока научно-исследовательское судно было в рейсе, его признали «Морским наследием России». Как сообщило ТАСС, вице-президент ассоциации «Морское наследие» Анатолий Константинов отметил, что «памятный знак — это охранная грамота, чтобы судно, когда "на пенсию" выйдет, не на иголки пошло, а стало музеем».
Судно снова в Архангельске, вернулось 19 ноября — такое же, но в другом статусе. Награда подтверждает его культурно-историческую ценность. Как скоро оно станет музеем, мы спросили в Северном УГМС, в управлении которого сейчас находится «Михаил Сомов». На наш вопрос ответил Юрий Катин, начальник отдела фонда данных о состоянии природной среды и научно-технической информации.
— Сделают ли из «Михаила Сомова» музей? Бабушка надвое сказала! Зависит от финансирования. Это ведь огромные деньги. Кто-то где-то предложил, пусть за это отвечает. Пока для УГМС это судно действующее, и будет ходить в рейсы еще лет пять. В этом году на «Красной кузнице» его отремонтировали, и хоть оно старое, еще послужит свое. Чтобы сделать из «Михаила Сомова» культурный объект, надо спроектировать судно на замену, а потом и построить его, — никакие деньги на это никто пока не выделял.
«Михаил Сомов» перешел в управление Северному УГМС порядка двадцати лет назад. До этого долгое время был основным ледоколом для советской, а потом Российской Антарктической экспедиции. Когда судно отдали Севгидромету, на судоремонтном заводе в Соломбале его отремонтировали, и, как говорит Юрий Катин, не хуже, чем до этого в Германии.
— Ремонтируют наши земляки хорошо, но все-таки сегодня судно старое. Оно ведь не может работать вечно, — говорит Юрий Катин. — Но говорить о музее еще рано. А говорить у нас любят — как на последнем морском форуме в Архангельске. Любят почему-то проводить в Архангельске различные мероприятия вместо того, чтобы потратить деньги на что-то полезное. Какой-то памятный знак... И что? Чтобы сделать из «Михаила Сомова» музей, нужны деньги, кто их выделит? И нужен конкретный человек, который будет эту тему пробивать, — на эту роль на церемонии никого не назначили.
В тот день в правительстве региона говорили о том, что важно прийти к «концепции сохранения культурного наследия в Арктике», а губернатора Игоря Орлова удостоили знака «За заслуги перед северным Флотом».
Так что «Михаил Сомов» на пенсию пока не собирается — рабочий период ему, как и многим, продлили. Этот рейс для судна в навигацию 2018 года стал завершающим. Судно будет поставлен на зимний отстой в порту Архангельск.
Пока на Большой земле думали о «пенсии» «Михаила Сомова», он дошел до острова Врангеля — это была крайняя точка в пути. Два с половиной месяца работал в Арктике по обеспечению полярных станций по трассе Северного морского пути жизненно важными грузами. Доставлял грузы на труднодоступные станции Северного, Якутского и Чукотского УГМС. На «Ледовую базу "Мыс Баранова"» доставил оборудование, снабжение и смену зимовочного состава. А еще по пути забрал экспедицию Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А. П. Карпинского, работавшую на реках Гусиная и Ленивая в районе полуострова Михайлова.
Судно назвали в честь советского исследователя Арктики М. М. Сомова, оно было построено в 1975 году. За это время им было проведено более 20 арктических экспедиций, выполнено несколько десятков рейсов для снабжения российских научных экспедиций, доставки на полярные станции персонала, оборудования и припасов. Широкую известность судно получило после дрейфа в Антарктике в 1985 году, продолжавшегося в течение 133 дней. Об этом рассказывает художественный фильм «Ледокол».
Елена Ионайтис