Архангельск — город не только с большой морской, но и музыкальной историей. Так, в прошлом году 25-й день рождения отметил рок-фестиваль «Беломор-Буги», а еще в 1980-е годы здесь появилось джазовое фестивальное движение и любимые многими по сей день «Дни джаза». На концертах случались удивительные знакомства, неожиданные встречи и даже свадьбы. 29.RU вместе с архангельскими почитателями ритмов и импровизаций вспоминает, каково это было — жить в северном городе, где играют джаз.
«Была потребность слушать, понимать, чувствовать»
Архангелогородка Ирина Депутат считает, что «Дни джаза» — это праздник, который и много лет назад, и сегодня развивает вкус к музыке. Она вспоминает, как проходил фестиваль, когда ей было всего 19 лет.
— Жизнь была увлекательна и полна праздника! Один из них — это «Дни джаза». С музыкой у меня тогда было так себе, где-то в районе Pet Shop Boys, но «Дни джаза» — это общение и приобщение, — вспоминает Ирина.
Её встречи с музыкальной средой Архангельска проходили не всегда гладко: она приезжала на «Дни джаза» из Соломбалы, и городские юноши и девушки за свою её не принимали. Но это Ирину не расстраивало. Она с легкостью могла показать высокомерным компаниям, что от места жительства ум и начитанность, которыми они бравировали, не зависят:
— Приходишь ты такая вся одна, дева из Соломбалы, в ДК строителей: все общаются, важные такие. Находишь пару весьма приятных знакомых юношей («бледных со взором горящим») за столиком, но с ними еще четыре нимфы — городские по виду, и они тебе совсем не рады. Игнорят и глазом сверкают. Разговоры начинают вести поумней: «Ионеско, Мрожек, "Лысая певица" и так далее. Ах, как хочу почитать эту книгу, да, ах, как трудно ее найти…» А ты такая: «Вы о чем? О сборнике пьес "Театр парадокса"? Ну не знаю, у меня есть, купила случайно на развале книжном». И в наступившей паузе машешь хвостом и гордо удаляешься, как Нереальная дива.
Вкус к хорошей музыке, отмечает архангелогородка, конечно же, прививали сами «Дни джаза»: своими программами они отвечали на запрос молодых горожан знакомиться с необычными мелодиями, открывать для себя новые имена.
— И музыка была, и потребность слушать и слышать, понимать и чувствовать. Возможно, такие классические для кого-то имена, как John Coltrane, Django Reinhardt, Miles Davis, появились в моей музыкальной жизни не только под влиянием упомянутых выше милых юношей, но и под впечатлением от сумасшедше-авангардных «Дней джаза» в Архангельске, — резюмирует Ирина Депутат.
Такая свадьба: «Облачились в джинсовое, рванули в ДК»
У директора Архангельского музыкального колледжа Ольги Фофановой с музыкой связано одно из самых приятных воспоминаний — день свадьбы. Первое семейное торжество состоялось в октябре 1997 года — в разгар «Дней джаза» в Архангельске.
— 4 октября 1997 года на «XV Днях джаза (1982–1997) Архангельск-97» — именно так было написано на афишах — мы праздновали свою свадьбу. Нет, не третий день гуляли, а именно праздновали: утром ЗАГС, днём мосты и родственники, а поздним вечером, скинув торжественное и облачившись в джинсовое, рванули в ДК строителей, — вспоминает Ольга Фофанова.
Такой нестандартный подход к свадьбе, считает её семья, помогает им идти по жизни вместе с радостью:
— Вот с этим ощущением импровизационности и живём уже 22 года, а каждый октябрь ходим на очередной джазовый фестиваль, к чему и остальных призываем.
«Фантастические способы попадания в ДК строителей»
Ностальгирует по архангельской музыкальной среде 1990-х и учитель истории, лектор Михаил Копица. Он тоже постоянный зритель и большой поклонник «Дней джаза».
— 1990-е, когда я учился в университете, я помню смутно. Как сказал Боб Дилан, «если вы помните 60-е, то вас там не было». Вот у меня что-то подобное про 1990-е, — комментирует Михаил.
При этом, как студенты в те годы попадали на модное музыкальное событие города, архангелогородец помнит хорошо и готов поделиться этим опытом:
— У нас были фантастические способы попадания в ДК строителей или позже в «Модерн»: через боковые входы, через закулисье, по чужим билетам, передаваемым по эстафете. А один тогдашний мой приятель приходил намного раньше начала фестиваля, поднимался на второй этаж ДК строителей и несколько часов просто ждал начала, а потом спускался и проходил в зал, другой просто умудрялся с каменным лицом проходить мимо билетерши.
Атмосфера джаза будущих зрителей захватывала еще на улице. Как говорит Михаил Копица, праздник начинался на крыльце: там здоровались, смеялись, обсуждали предстоящее, безо всякой пощады блистали эрудицией. А потом начиналось само действо — фантасмагоричное, завораживающее.
— Какие-то совершенно инопланетные японцы, похожий на доброго и выпившего гнома Сергей Манукян, бесконечное, как Большой взрыв, «Барабанное шоу» Олега Юданова и Владимира Тарасова. Помню ощущения: трепет, восторг, дрожь, жар, сочетание крепкого алкоголя и сигарет (Gauloises caporal без фильтра, да?), — описывает происходящее Михаил.
Вы тоже большой поклонник музыкальных событий Архангельска и вам есть что об этом рассказать? Тогда срочно пишите к нам в группу или на почту сайта. Мы ждем ваших историй! Для вдохновения еще немножко архивных историй из 90-х от местный деятелей культуры и общественников можно почитать здесь.
Полина Карпович