В архангельской областной библиотеке им. Добролюбова появилась необычная рукописная книга-альбом Grey Star. Её автор — архангелогородец Андрей Кипрей, местный граффити-художник, рэпер, дизайнер, организатор выставок — перечислять его ипостаси можно долго. В книге собраны архивные фотографии рисунков на стенах города, статьи на тему местной хип-хоп-тусовки и интервью её участников. О том, как создавалась эта книга, а также о многом другом Андрей рассказал 29.RU.
«Это единственный экземпляр на всю планету»
Название книги — Grey Star — это одновременно название и независимого сообщества творческих людей из Архангельска, и проекта, реализованного в 2012–2014 годах в виде трёх выставок, которые были посвящены уличному искусству, уличному спорту, рэпу, граффити и вообще всему, что входит в хип-хоп-культуру.
— Со времён первой выставки я стал собирать накопленный ранее материал для книги — фотографии, собственные воспоминания, интервью, — говорит Андрей. — Когда я заразился хип-хоп-культурой, я начал изучать город, в котором я живу, и просто ходил по нему с «мыльницей» и фотографировал всё, что мне казалось интересным. Часть из этих фотографий вошла в книгу, другую часть мне дали другие ребята. Многих граффити-работ из книги уже нет и в помине, и их вряд ли возможно найти в интернете. В этом и уникальность книги — это единственный экземпляр на всю нашу планету.
«А поскольку я прекрасно осознаю уникальность данного артефакта, я оцениваю стоимость книги в 9 000 000 фунтов стерлингов»
По словам Андрея, его миссия в документировании архангельских граффити на этом заканчивается — работа завершена, и теперь он передаёт фолиант на хранение в библиотеку. Но не навсегда — она должна пролежать здесь примерно 9 лет, до совершеннолетия его дочери.
— Потом мы очень герметично запечатаем эту книжку и погрузим на дно одного из водоёмов на территории Архангельска или области. Это будет своего рода капсула времени, — обещает он.
В дополнение к презентации книги в Добролюбовке была организована выставка местных уличных художников — около 10 авторов, которые представили свои работы не на привычных стенах, а в виде отдельных картин.
«Улица мне разрешила это сделать»
Андрей в граффити-культуре уже около 20 лет. Он начинал рисовать ещё с младших классов школы, а позже окончил художественную школу и художественно-педагогический колледж. Но граффити и хип-хоп появились в его жизни гораздо раньше.
— Начало 2000-х — это была одна из основных волн популяризации хип-хопа в России. Вначале я услышал рэп, потом увидел на стенах граффити и начал пробовать делать то же самое. Понял, что это круто, что я смогу и лучше. У всех это происходит одинаково — где-то увидел, и захотелось сделать также. О граффити говорили средства массовой информации, и на тот момент я много копировал того, что я видел в журналах, фильмах и передачах, — вспоминает он.
В юном возрасте произошёл и первый опыт знакомства с правоохранительными органами, и даже без особых последствий.
— Отчётливо помню, что я стоял среди бела дня у себя на районе и маркером рисовал на стене. Я не задумывался о наказуемости и том, что это является административным правонарушением. Я просто делал это — улица мне разрешила это сделать. Но в какой-то момент меня за плечо схватил милиционер и без разговоров повёл в отделение. Потом за мной пришёл брат и увёл, ничего в итоге не было. Но моральное поучение я получил — о том, что по сторонам надо смотреть. И на улицах я стал аккуратней.
После этого случая будущий художник стал практиковаться в подъезде своей бабушки. Его рисунками было покрыто всё пространство — от парадного входа до первого этажа.
— Мне было лет 10–12, и мне было плевать на чьё-то мнение, — рассказывает Андрей. — В моем подъезде всем было всё равно, и за надписи мне предъявляла только мама. Мне говорили, когда я рисовал природу, что это круто, а когда я делал надписи на стенах — нет. Но для меня это не играло и не играет роли — если я захочу сегодня где-то что-то написать или нарисовать, я сделаю это.
«Конечно, сегодня я более осознанно отношусь к рисунку — меньше хулиганства и больше игры с пространством, с городом»
Спустя годы Андрей продолжает рисовать и даже зарабатывает на своем творчестве. Первый финансовый заказ был скромный — за 500 рублей он оформил лестничную площадку в одном из подъездов Архангельска. Приглашают и частные предприниматели — вы наверняка видели его работы в торговых точках на улице Воскресенской. Одними граффити дело не ограничивается — с недавнего времени он работает арт-директором в магазине ЗОЖ-продукции «Поморский амбар». А кроме того, делает одежду — футболки и банданы. В перспективе — выпустить линию уличной одежды для детей и взрослых.
«Нужно разрисовать каждый дом, каждый кирпичик»
Не секрет, что многих горожан раздражают рисунки на стенах, а кто-то даже считает их нанесение прямым актом вандализма. Андрей говорит, что у каждого своя правда, и каждый для себя решает сам — что есть вандализм, а что есть искусство.
«В любом случае граффити — это диалог с городом, с тобой город общается через других людей»
— Нужно уважать людей за то, что они смелы на такие поступки, за то, что они умудряются залезть на высокий этаж и нарисовать там что-то, не пожалев своей краски и рискнув здоровьем. Человек в процессе рисования идёт на кучу рисков только для того, чтобы донести до масс том, что здесь ещё кто-то есть, кроме серой толпы, — считает он.
По словам художника, если бы ему разрешили рисовать вдоволь и на любой поверхности в городе, он не стал бы скромничать и разрисовал бы все стены.
— Как говорит моя дочь, нужно разрисовать каждый дом, каждый фонарь, каждый автобус, каждый кирпичик. Всё вокруг должно быть раскрашено — это экологическая среда, в которой всем нам должно быть комфортно. А когда вокруг серость и унылость, люди впадают в депрессию. Никто же не ругается на объявления на улицах, на билборды и рекламные плакаты, которые тут и там загрязняют визуальное пространство. Почему это не убирают? И почему люди ругаются на объекты проявления искусства, которое делается из чистых побуждений?
«Всем нравится быть детьми, никто не хочет взрослеть»
Несмотря на то, что в регионе сегодня действуют отдельные сообщества уличных художников, спортсменов и музыкантов, Андрей говорит, что пока не наблюдает единого хип-хоп-движения. По его словам, из тех, кто мог бы показать себя на весь город, есть человек 500, а на область — около тысячи.
— Какого-то чёткого комьюнити я сегодня не вижу, не созрел пока что народ. Может быть, это связано с тем, что хип-хоп-культура — относительно молодая, ей около 40 лет в планетарных масштабах. А в России её замечают хорошо только в последнее десятилетие. К тому же, вспомните, в каком мы живём городе — здесь заводы и порты. Кто на них работает и насколько им интересна молодежная культура? Конечно, новые люди приходят в эту игру. Опять же копируют много, но только потом, спустя несколько лет, из человека может получиться состоявшийся уличный артист со своим стилем, — объясняет он.
Влияет на ситуацию и то, что в Архангельске нет полноценных площадок для хип-хопа, где любой артист мог бы прийти и сделать своё мероприятие. В городе много площадок для рок-музыки и джаза, а для хип-хопа немного — разве что М33. И то нужно постараться, чтобы там выступить.
— При этом у нас проходят рэп-батлы, рэп-мероприятия на андеграундном или на муниципальном уровне, — говорит Андрей. — Но всё это разрозненно, в разных частях города, целостности нет никакой. А зачастую люди ленивые, не у всех есть свой личный транспорт, а порой и денег на проезд нет, чтобы приехать и посотрудничать.
«Поэтому галерейных уличных площадок у нас ноль, концертных площадок для хип-хопа — ноль. Дорога року, джазу и Союзу художников»
Возьмем одно из ответвлений — брейк-данс — оно стало частью Олимпийских игр, создана спортивная федерация. И у нас в городе можно сделать то же самое. Просто нужно, чтобы какое-то количество хип-хоп-деятелей повзрослело и взяло ответственность за дальнейшее развитие культуры. Но пока что я в своих коллегах по цеху вижу юношеский максимализм. Всем нравится быть детьми, никто не хочет взрослеть.
Андрей и сам готов выступать в роли организатора, но инициатива, по его словам, должна исходить от самих людей.
— Порой целый год приходится писать людям по одной и той же теме: «Эй, парень, скинь куплет», «Скинь картинку для коллаборации». Такого не должно быть — люди должны сами действовать. А пока они этого не хотят, мне и не хочется всех объединять. Нужно ценить время друг друга: я отдаюсь человеку, чтобы сделать для него выставку, но я хочу, чтобы он сам захотел это сделать, чтобы он пришёл и сказал: «Давай вместе поработаем». А с этим у нас пока что туговато. Но у нас всё будет, просто нужно время.