Здание Морского речного вокзала Архангельска оживает. Нет, пока не для постоянной работы — 22 и 23 февраля здесь пройдут премьерные показы спектакля «Север». Корреспонденты 29.RU заглянули внутрь и узнали, как пустующее пространство заселяют частички северной истории — другие здания, события, персоналии.
Спектакль «Север» — проект, над которым работает режиссер Сергей Чехов (он прошлой весной привозил в Архангельск спектакль «Река Потудань») вместе с труппой Архангельского молодежного театра.
— Задача — заставить жить это пространство. Я был художественным руководителем клуба «Маяк» здесь, тут были шикарные танцы, кино. Отобрали страну в 1917 году у людей, которые умели жить, умели работать, а это отобрали у малого бизнеса. Вопрос — зачем? — говорит художественный руководитель Молодежного театра Виктор Панов.
Оживить пространство, считают в молодежном, должна новая постановка — вне традиционной театральной сцены и без актеров. Для «Севера» актеры перевоплотились в персонажей, с которыми ассоциируется Архангельская область. В список попали 18 персон, в числе которых полярный исследователь Георгий Седов и революционер Фёдор Чумбаров-Лучинский, святой Артемий Веркольский и маньяк Владимир Третьяков.
— Ломоносова у нас не будет! — подчеркивает режиссер Сергей Чехов. — Маньяк Третьяков — такой же герой, как все остальные. Герой — это же не супермен, он может быть сволочью редкостной. Если разбираться в личности Третьякова и его судьбе, то там всё очень странно и любопытно. Вспомним, что он был ударником труда, входил в народную дружину. Как в одной личности это соединялось? Он был бы обаятельным, если бы не то, что он сделал. Произошла деформация, из-за чего он вступил на такой путь. Но никто не знает, с кем это может произойти. А вот Седов. Чем не маньяк? У тебя цинга, обморожение, ты понимаешь же, что не пройдешь от Земли Франца-Иосифа до Северного полюса на собаках, но ты берешь с собой двух матросов, и вы начинаете двигаться. Такой же маньяк, просто в другой зоне.
Список персоналий авторы «Севера» создавали вместе с актерами. Сергей Чехов отмечает, что, выбирая всех этих людей, они не претендуют на создание объективного высказывания про север. Это скорее миф про него.
— Надо понимать, что у нас здесь позиция иностранца. Есть такая позиция в процессе исторического познания. Про Архангельск я мало что по-настоящему знаю. Чтобы про него знать, нужно здесь какое-то время жить. Мы со стороны смотрим на ваши реалии, но не пытаемся этого скрывать, не претендуем ни на какую объективную реальность. Мы создаем миф. Для меня это мифическое место. Я смотрю на Двину и понимаю, что море далеко, но у меня ощущение, что я немножко на краю мира. Таково определенное психологическое ощущение от места, — рассказывает режиссер.
Погрузившись в своих персонажей, актеры театра Панова дали режиссеру интервью, точнее, псевдоинтервью от лица своих персонажей. Так, Георгия Седова разыграют на два голоса актеры Виктор Бегунов и Максим Дуплик, а Владимир Третьяков материализуется в большом холодильнике одной из пустующих комнат МРВ. Все истории от псевдопервых лиц зрители спектакля услышат только в аудиоформате. От прямого визуального ряда выбранных персонажей создатели «Севера» сознательно отказались, чтобы не создавать некие пародии на реальных людей и не навязывать образы зрителю. Художественным оформлением пространства занимается художница Анастасия Юдина и её помощники, в том числе и сами артисты.
Не быть навязчивыми вообще очень важная составляющая здесь. Спектакль «Север» будет идти около 10 часов и одновременно во всех локациях МРВ — на цокольном и на первом этажах. В какие закутки и комнаты зайти, а какие двери оставить закрытыми, где задержаться, а по чему пробежаться быстрым взглядом, побыть на спектакле час или потратить на него время от начала до конца — решение останется за зрителем.
— В этом спектакле нет цели кого-то оправдывать или осуждать. Мы делаем панно из персонажей. В идеале их, конечно, должно быть на порядок больше. Цель в том, чтобы создать дефолт-систему севера, то есть такой режим, когда мозг думает обо всём сразу. Ты выхватываешь моменты, из которых у тебя складывается картина. У каждого она своя, и свой спектакль.
Основные события спектакля развернутся на цокольном этаже, а зоной выхода станет открытое пространство на первом этаже со скелетом нерпы в центре, который создается прямо сейчас в технике папье-маше. Над ним работает художница из Ростова-на-Дону Маша Богораз, а помогают ей все, кто готов приложить руку к такому арт-объекту. По словам режиссера, этот зал — зона выхода в глобальном плане, то есть место, где можно подумать надо всем увиденным.
— Это мифическая нерпа. Просто нерпа, но почему-то очень большая. С нерпой же очень многое связано на севере. Это само по себе мифическое животное, спасавшее в свое время от голода, холода, — комментирует такой выбор конечной точки спектакля Сергей Чехов.