Пандемия коронавируса изменила работу многих учреждений. В их числе — и учреждения культуры, которым все еще до 31 мая запрещено работать в Архангельской области. Во многих из них ситуация заставила искать новые форматы встреч и общения со зрителем. В Архангельском театре драмы имени М. В. Ломоносова актеры играли в пустом зале, а зрители смотрели их онлайн и записывали свои аплодисменты на видео, чтобы потом выложить в соцсети и поблагодарить артистов.
С подачи главного режиссера в театре устраивают карантинные «коронавирусные чтения», в которых артисты на камеру читают разные актуальные произведения. Тем не менее из-за пандемии драмтеатр завершил свой уже 87-й сезон раньше, чем планировалось. Хотя от традиционного зрительского голосования по его итогам в театре не отказались. В своей колонке директор драмтеатра Сергей Самодов размышляет о том, почему в условиях финансового кризиса и психологического стресса людям все равно нужно искусство и какой должна быть встреча зрителя с театром после долгой разлуки, когда эта пандемия закончится.
— Мне кажется, когда мы говорим и пишем, что люди после снятия ограничений не пойдут в театр из-за сложных финансовых обстоятельств, стресса и прочего, этим мы программируем именно такое зрительское поведение. В этом случае не вернее ли для нас говорить о том, почему важно в стрессовых ситуациях приобщаться именно к искусству, не опускаться только на материальный уровень.
Ведь искусство — это не досуг или развлечение, это нечто большее. Почему, например, первостроители Молотовска (теперь Северодвинск) одним из первых зданий построили театр?! Почему театры работали во время войны даже при налетах вражеской авиации (как Архангельский БДТ, теперь — театр драмы), а 7-я симфония Шостаковича звучала в блокадном Ленинграде?!
«Есть терапия искусством, которая помогает в том числе преодолевать последствия стресса»
Кроме того, если театр отрывает свои двери, идет спектакль, это триггер понимания: все в порядке, кризис миновал. Это важный фактор для спокойствия людей.
Также давайте не будем забывать, что есть сферы экономики, которые не пострадали во время режима повышенной готовности или которых ограничения коснулись временно и несущественно. Например, в «Леруа Мерлен» выручки даже не выросли, а подскочили, так все на самоизоляции решили делать ремонт дома. В каждом населенном пункте легко можно посчитать статистику по количеству людей, работающих на предприятиях и в учреждениях, которые не прекратили работу на время режима.
И еще один момент: в театр ходят от 4 до 9 процентов горожан (по статистическим данным из разных источников), финансовые проблемы могут коснуться лишь части театральной аудитории, а части людей, которые, к сожалению, никогда не ходили в театр, и для них кризис — не кризис, театр не был в поле зрения. Иными словами, я не говорю, что финансовые и психологические аспекты не повлияют на отношения театра и зрителей. Но я считаю, что важно говорить именно о том, что искусство будет необходимо как никогда/как всегда после пережитого миром состояния для переосмысления себя, для переоценки, для того чтобы почувствовать почву под ногами даже в непростой жизненной ситуации.
«А новая встреча с театром после перерыва должна стать для каждого зрителя еще более личной, деликатной, глубокой, яркой»
И мы должны работать как раз над этим, чтобы уже сейчас всеми чувствовалось ожидание, непреодолимое желание этой встречи.
Куда вы пойдете прежде всего, чтобы провести досуг, когда снимут ограничения?