Архангельский молодежный театр закрыл один из самых странных (для всех в творческой жизни!) сезонов. И сделал это, как и всегда, оригинально — на ледовой арене во Дворце спорта прошел генеральный прогон спектакля «Молот», который уже около месяца с труппой театра репетировал по всем правилам сегодняшнего дня — через Zoom — режиссер Максим Соколов. Прогон проходил без зрителей, но корреспондентам 29.RU удалось на нем побывать.
Настоящая премьера «Молота» должна состояться уже в новом театральном сезоне. Как отмечают в театре, к тому моменту спектакль примет иные формы и поменяет площадку. Так что показ во Дворце спорта в некотором смысле — уникальное действо.
Основой стал «Молот ведьм» — средневековый трактат о демонологии и методах охоты на ведьм. Его авторы — инквизиторы Генрих Крамер и Якоб Шпренгер. Режиссер же дополнил его литературными и киноисточниками, связанными с судебными процессами над ведьмами в разных странах. Заметить можно отсылки и к произведениям, тесно не связанными с ними, но поднимающими более глубокую тему того, почему вообще один человек считает возможным для себя судить другого человека. Так, например, одна из самых эффектных сцен, отыгранных актерами-студентами РГИСИ, которые уже несколько сезонов работают в театре, напоминает о перформансе мастера искусства выносливости Марины Абрамович «Ритм ноль» — перед его зрителями были разложены предметы, способные доставить Абрамович боль или удовольствие, и люди, как правило, выбирали первое.
Режиссер Максим Соколов отмечает, что то, какой мы знаем судебную систему сегодня, берет начало как раз в тех процессах:
— Благодаря тем процессам над ведьмами мы имеем сегодняшние суды. Сбор доследственной информации, поиск свидетелей и вызов их в суд, прокуратура, адвокатура, необходимость получения признательных показаний. Сам проект «Молот» относится к site-specific theatre, истоки которого можно увидеть в средневековых празднествах, мистериях, мираклях.
Пространство арены Дворца спорта как нельзя лучше подошло для такого экспериментального показа: например, его масштабы позволили соорудить эшафот. Само же действие спектакля обрело черты площадного театра, который, кстати, архангельским зрителям знаком по фестивалям уличных театров.
— Пространство адаптируется не для театрального показа, а для публичного судебного процесса, казни как ритуала и перформативных практик, — уточнил Максим Соколов.