Культура мнение «Это надежда, что всё вернется»: почему спектакль «Молот» важно было сыграть — даже без зрителей

«Это надежда, что всё вернется»: почему спектакль «Молот» важно было сыграть — даже без зрителей

Максим Соколов сделал для театра Виктора Панова уже восемь постановок

Генеральный прогон в Архангельске прошел вечером 22 июня. Из зрителей были только журналисты и несколько сотрудников театра

22 июня Архангельский молодежный театр завершил творческий сезон генеральным прогоном спектакля «Молот» на ледовой арене Дворца спорта. В основу постановки лёг средневековый трактат «Молот ведьм» авторства инквизиторов Генриха Крамера и Якоба Шпренгера. Мы побывали на показе, который был закрыт для зрителей, — здесь можно посмотреть, как это было. Для режиссера спектакля Максима Соколова это уже восьмая совместная работа с труппой Молодежного театра. В рубрике «Личное мнение» он рассуждает, почему спектакль о судах над ведьмами актуален сегодня и зачем нужно было показать его — даже при практически пустом зале.

Во Дворец спорта пустили буквально на полтора дня


О том, что будет смена площадки (в самом начале предполагалось, что показ пройдет в библиотеке Добролюбова. — Прим. ред), мы узнали примерно в самом начале, когда начались сложности с посещениями библиотеки, поэтому искали другую площадку. Я вспомнил сериал «Рассказ служанки», когда их приводят на стадион — это такая показательная, несостоявшаяся казнь. И набрал в интернете «спортивная площадка Архангельска» и увидел Дворец спорта профсоюзов. Еще было непонятно, пустят нас туда или нет, но мне это пространство очень понравилось. Мы смогли договориться достаточно быстро и смогли репетировать из расчета на то, что это будет на спортивной арене. Нас туда пустили буквально на полтора дня, и технически было сложно распределиться, но актерски мы подготовились прямо в театре — это было легче. Это была, я бы не сказал, что удача, хотя удача, потому что, если бы не было коронавируса, нас бы туда не пустили — там был бы залит лед. Это удовольствие и удовлетворение от того, что случилось.

Когда непонятна дата открытия театров вновь


Мне самому важно было человечески сделать это, потому что предыдущая сдача и премьера спектакля у меня отменились (Максим Соколов ставил спектакль-вербатим «СКТВКР», первой премьеры Молодежного театра Республики Коми. — Прим. ред.). И в ситуации, когда непонятно, когда театры откроются, очень важно было всё-таки довести спектакль до результата. Зритель, хоть он и минимальный, важен: артисты это же чувствуют, они играют не для меня, понимают, что пришли хоть и их коллеги, но это всё равно зритель, и это чистовой прогон — без остановок. Мне кажется, очень важно было сделать этот показ — это такая надежда на то, что всё вернется к обычной жизни. Важность этого показа невозможно переоценить. Он был для всех, и для меня в том числе.

«Пространство будет диктовать свои законы»


Я не думаю, что форма изменится сильно, но пространство, в которое мы будем приезжать, будет диктовать свои законы. Мне это очень нравится, и хотелось бы это сохранить. В этом и есть такой ход: инквизиция приезжает и занимает определенное здание, или комнату, или большой зал, и там проводятся допросы. Даже если этот спектакль переедет из арены в каминный зал Архангельского молодежного театра, это все равно трансформация, заложенная в идее. Каминный зал театра — это не так масштабно, но по смыслу это правильно, потому что суд занимает то пространство, которое хочет.

Для спектакля важен контекст времени


Любой спектакль существует в контексте времени. Все знают о событиях по поводу дела «Седьмой студии», о сроках, которые выдвинула прокуратура каждому фигуранту этого дела, и Минкульт согласился. Прямо во время этого у нас проходила сдача спектакля. Я бы не говорил об отсылках к культуре в спектакле, я бы говорил об отсылках ко времени. Как должно это повлиять на восприятие зрителя? Это вопрос того, как зритель вовлечен в те процессы, которые происходят в стране. Может, кто-то не хочет быть вовлеченным, кто-то хочет смотреть фильмы, делать мультики или что-то такое, а кто-то следит за происходящим.

Наверное, в каком-то плане этот спектакль был кульминацией нашей работы с Театром Панова, потому что это уже восьмая наша работа здесь. Каждый раз, приезжая в Архангельск, ты можешь сделать что-нибудь экспериментальное, интересное, проявить себя не так, как раньше. Такая атмосфера возможна в театре, потому что он молодежный, им руководит Виктор Петрович. Я очень ему благодарен за то, что он позволил работать в такое сложно время, за то, что воспитал таких прекрасных артистов.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления