Культура эксклюзив Музей, ресторан, ботанический сад: что может появиться внутри Морского-речного вокзала Архангельска

Музей, ресторан, ботанический сад: что может появиться внутри Морского-речного вокзала Архангельска

Что жители Архангельска думают о проекте Морского культурного центра

Раньше здесь был вокзал, затем — магазины, сейчас — просто пусто, а планируется целый культурный центр

Неработающий Морской-речной вокзал Архангельска может быть преобразован в Морской культурный центр. Этим летом руководство Северного морского музея разработало дорожную карту проекта реновации этого здания, известного всей стране по 500-рублёвой купюре. По этому документу в МРВ может переехать сам музей, а кроме того, здесь могут появиться ботанический сад, ресторан поморской кухни, игровые площадки, судомодельные мастерские и смотровая площадка на верхнем этаже.

Впервые о размещении всех этих пространств в здании МРВ говорили ещё в 2018 году. На данный момент нет ясности, воплотят ли эту идею в жизнь, работа над разработкой проекта продолжается. А пока что мы расспросили директора Северного морского музея Евгения Тенетова, сколько планируется вложить денег в этот проект и как его можно будет воплотить в жизнь. А также узнали у нескольких жителей Архангельска, близких к сфере культуры, как они относятся к возможному преображению вокзала.

Одна из страниц проекта, по которой видно, где и что предложено расположить в бывшем здании вокзала

Евгений Тенетов, директор Северного морского музея


— У меня нет идеи фикс открыть Морской культурный центр где бы то ни было, просто я убежден, что это идеальное решение именно для здания МРВ. Здесь все складывается само собой. Я уверен, что Набережная от площади Профсоюзов и до железнодорожного моста обладает огромным нераскрытым потенциалом, и МРВ должен стать местом силы этой территории. Здесь очень красиво, живые причалы с большими судами и туристическими пароходами. Здесь открытые пространства, много зелени, выход к воде, транспортная развязка. Просто идеальное место! Если подойти к этой территории комплексно и с умом, я уверен — это будет место, где не влюбиться в Архангельск будет просто невозможно. А пока у нас с любовью к городу большие проблемы.

«Сейчас говорить о точных цифрах, конечно, рано, но, по общим прикидкам, стоимость всех работ оценивается в 500 миллионов рублей»

Сейчас важно двигаться по дорожной карте, сформировать проектный офис и провести все плановые обследования здания. Реализация такого проекта могла бы стать реальностью, если будет на то политическая воля и как результат привлечены средства как частных инвесторов, так и разных уровней бюджета. Для региона — это важный и где-то даже с точки зрения имиджа прорывной проект, особенно в свете арктических амбиций. В Арктике, причем в мировом плане, Архангельск, безусловно, — культурная столица, и этот статус нужно закреплять и развивать. Что касается содержания, то будущий проект обязательно должен предусматривать бизнес-составляющую, за счет которой хотя бы отбивались оперативные затраты: аренда, ресторан, книжный и сувенирный магазины, билеты, экскурсии и так далее.

Нынешнее здание [Северного морского] музея стало тесным, оно уже не позволяет не только реализовывать новые выставочные проекты, но и элементарно не приспособлено для нормального хранения коллекций. Мне кажется очень интересной идея организации у прилегающих к музею причалов живой марины для маломерных судов и открытие в здании музея яхт-клуба. Первый порт России просто обязан иметь хороший яхт-клуб, к тому же потенциал и яхтенные традиции в Архангельске есть.

На первый взгляд все эти планы могут показаться чистой «маниловщиной», но если не мечтать и не работать на мечту, мы никогда не выберемся из тупика, в который сами себя загнали.

Долгое время в здании вокзала работал ресторан «Север»

Дмитрий Яскорский, главный архитектор Архангельской области


— С определёнными оговорками я эту идею, безусловно, поддерживаю. С какими? Всё-таки здание Морского-речного вокзала — это крупный инфраструктурный объект, которое включает в себя не только здание самого павильона, но и причалы. Они используются, и я надеюсь, что они будут использоваться и дальше. Да, сегодня речные перевозки стали неактуальны, морских круизов мы сейчас тоже не наблюдаем по разным причинам. Но они имели место ранее, и не исключено, что они могут появиться потом.

«Некоторые части павильона, необходимые для обслуживания пассажиров, очень важно и нужно сохранить»

Но подавляющая часть здания, безусловно, может стать современным музейным комплексом. У музея в запасниках огромное количество экспонатов. Кроме того, есть экспонаты и в других наших музейных комплексах, относящихся к морской теме. Поэтому, на мой взгляд, может получиться интересный современный комплекс, который не исключает какие-то новые современные формы общения с посетителями и возможность проведения там различных конференций, возможно — занятий с дошкольниками. Всё это может получить интересный ансамбль, достаточно гармонично звучащий. Неплохо бы вернуть обратно туда исторический и всем известный и многими любимый ресторан «Север», возможно, с традиционной поморской кухней, с рыбным уклоном. По-моему, замечательно. Это во много раз интереснее, чем то печальное зрелище, в котором пребывало это здание у последнего собственника.

Зимой набережная в районе вокзала — не самое тёплое место для прогулок, но здание и в это время года выглядит симпатично

Тамара Статикова, организатор кинофестиваля Arctic Open


— Я за создание в Архангельске современных, модульных, креативных культурных пространств, за которые сразу после их запуска жителям города не было бы стыдно.

«Хочется, чтобы это не выглядело дешево, жалостливо и вторично»

Мы много и с удовольствием говорим о креативной индустрии, которая должна приносить дивиденды региону в том или ином виде... Организация Объединенных Наций объявила 2021 год Международным годом креативной экономики: то есть внимание фокусируется на интеллектуальном, творческом капитале, на коллаборации и объединении культуры и экономики. И нам надо, на мой взгляд, ставить сразу амбициозные задачи, не упрощая и не подгоняя процесс под желаемый ответ, смотреть вглубь и вдаль.

В общем, если убрать весь мой пафос, надо десять раз подумать, что и как будет в здании Морского-речного вокзала. Культура преобразует человека, а человек преобразует мир.

Если и открывать здесь культурный центр, то только после ремонта

Дмитрий Иванов, сотрудник Архангельского краеведческого музея


— Я согласен с тем, что нефункционирующее здание Морского-речного вокзала должно быть преобразовано в некий культурно-просветительский центр, но я категорически не согласен, что это должен быть очередной центр с морской тематикой. В нашем городе уже на данный момент около шести специализированных музеев, так или иначе затрагивающих тему истории мореплавания, строительства флота и прочего. Во-первых, собственно, Северный морской музей. Во вторых, обширнейшая экспозиция по теме Поморья, промыслов, обороны Беломорья в краеведческом музее. Третий — музей тралового флота на Фактории. Четвертый — музей лоцманов в деревне Повракула. Пятый музей — приморский, где большой раздел посвящен культуре поморов. Шестой — в Архангельском мореходном училище. [А кроме того], музей водорослевого комбината и музей завода «Красная кузница».

И это учитывая, что в Архангельске 0,2% населения профессионально связано с морем. Извините, но у нас не осталось ни флота, ни предприятий, которые в состоянии адекватно это всё эксплуатировать, и мы делаем очередной музей на тему поморской культуры, флота, моря и так далее. Получается, что у нас сплошные морские музеи.

«Я считаю, что городу отчаянно необходим музей с политехнической направленностью, в котором будет рассказана история науки и техники»

У нас университетский город, и мы ничего не знаем ни об ученых, ни об их достижениях. Любого школьника остановите и спросите, что они могут сказать о местных ученых? Я считаю, что в нашем городе необходим специализированный музей практической науки и техники, наподобие ВДНХ, где можно было бы представить достижения местной промышленности.

В последние годы здание было известно в основном своими торговыми площадями, которые располагались здесь на двух этажах

Сергей Самодов, директор Архангельского театра драмы


— Здание МРВ является одним из архитектурных символов Архангельска. Конечно, в него нужно вдохнуть жизнь. В первую очередь, на память приходят множество положительных примеров переосмысления промышленных пространств — «Винзавод» и «Флакон» в Москве, «Севкабель Порт» в Питере, «Заря» во Владивостоке. А в Архангельске действительно нет центра современного искусства.

С другой стороны, Северному морскому музею необходимо пространство, соответствующее масштабам его деятельности. И здесь есть вполне логичная точка соприкосновения, обоснованная хотя бы даже тем, что ранее это было здание именно Морского речного вокзала. С одной лишь оговоркой для меня — это не должно стать исключительно экспозиционной территорией; лекционные программы, пространство для концертной деятельности также возможно спланировать. Такой своеобразный трансформер.

Но у морского музея с этим как раз все в порядке: именно в таком направлении они развиваются сейчас в своем нынешнем здании. Еще один важный фактор при размещении культурной институции в МРВ — это транспортный узел, на площади перед зданием приезжают рейсовые автобусы из других городов. И если первое, что перед собой видит путник, который приехал в Архангельск, это музей, учреждение культуры, то это символично дает понимание, что является основанием города, его развития, чем горожане живут. Это культура, искусство, наука. Я за такое позиционирование.

Хотели бы вы, чтобы здание МРВ отдали под Морской культурный центр?

Да, хорошая идея
Нет, не нравится
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления