Известные музыканты приезжают в Архангельск не так часто, как хотелось бы. Зато в городе регулярно проходят выступления местных кавер-групп, которые могут исполнить, кажется, абсолютно любую популярную песню. Мы поговорили с несколькими музыкантами, которые выступают с репертуаром других исполнителей, и выяснили, зачем они это делают, много ли им удается заработать и как повлияли на их работу коронавирусные ограничения.
Владислав Белобоков, группа BOMJOVI
— BOMJOVI существует уже 5 лет. Идея петь кавер-версии популярных мировых хитов не связана с желанием заработать или получить дикую популярность. К сожалению, монстров рока в наши края не заносит от слова «вообще». Мы решили, что людям хотелось бы услышать в живом звуке любимые песни, поэтому и решили заняться их переработкой в акустике. Конечно же, мы тоже рады исполнять песни уважаемых нами гуру. Но у каждого из нас есть самобытная группа с определенным успехом в узких кругах. Не стал бы заявлять, что этот успех намного меньше, чем с кавер-версиями.
Каждое выступление, независимо от площадки и публики, — это новое шоу. В репертуаре BOMJOVI несколько сотен песен. Конечно, есть и те, которые мы играем каждый раз. Но не оттого что «это суперхиты, которые хавают», а потому что нам нравится. Легко и непринужденно можем резко собрать программу из не самых популярных композиций и два часа играть для просвещения широкой аудитории.
«Сколько стоит песню заказать?» — о-о-о-о-чень частый вопрос. Отвечаем всегда и каждый раз: «Нисколько». Если есть в репертуаре и имеется подходящее настроение, сыграем и так. Даже если нет в репертуаре, но сама песня нам знакома, а исполнение вызывает интерес — можем импровизировать. В основном у нас нет недовольных слушателей.
У нас есть большая, если можно так сказать, фан-база. Со временем они становятся не только поклонниками нашей группы, но и хорошими друзьями. Скорее всего, в этом и есть секрет популярности — быть с людьми не только на сцене, но и вне сцены. Нас поздравляют с днем рождения группы, дарят что-то приятное, бывают даже творческие сюрпризы. Это всегда невероятно приятно.
«Именно поэтому я никогда не считал BOMJOVI работой. Но и слово хобби не подойдет. Это призвание и бесконечное удовольствие»
В РФ законодательство в сфере авторского права на композиции довольно четкое, но есть свои нюансы. Вообще стоит на каждую песню получить право исполнения. А если в репертуаре их 300 и все они разных авторов? Это, к сожалению, в наших реалиях не учитывается никак, остается полагаться на договор организаторов концертов с Российским авторским обществом. Я же считаю, что этот вопрос уже давно стоит основательно проработать законодательно. Все понимают, что сейчас в стране невероятного размера бум на кавер-группы, их надо каким-то образом контролировать. Особенно профессионалов, которые строят на этом музыкальную карьеру и исполнение чужих песен является для них главным заработком. Что делать с такими маленькими ребятами, как мы, которые не просят заоблачных гонораров, а, бывает, и за еду играют? Понять, простить и ходить на наши концерты.
Запреты и ограничения повлияли очень сильно. В основном на корпоративные мероприятия. Придется отложить их в долгий ящик. Материальные потери тоже значительные, ведь такие мероприятия значимо отличаются от наших обычных концертов, где всё проходит в расслабленной дружественной обстановке. Но это мы переживем, думаю. Бог с ними, с деньгами. Просто сидеть долго без концертов — невыносимая печаль. Сейчас важно, что в Архангельске музыку не запретили. У нас есть возможность давать выступления в заведениях, и это главное.
Владимир Тихомиров, группировка «Экспонат»
— Идея создать музыкальную группировку «Экспонат» пришла в октябре 2018-го, и подсказал мне ее легенда русского шансона Геннадий Жаров. В то время мне посчастливилось погонять с ним по городам с гастрольным туром. Позже я познакомился с группой Михаила Круга «Попутчик». Пообщавшись с ребятами, я понял, что нужно начинать творить свой проект. И вот 2 ноября 2019 года музыкальная группировка «Экспонат» выступила со своим первым концертом в ночном баре «Запой». Ну а почему мы вообще решили все это замутить…
«Вы рожу мою видели? Друзья все прикалываются и смеются, намекая на то, что как внешне, так и по жизни я чем-то похож на Шнурова»
Почему-то многие думают, что исполнять и играть чужие песни — это просто и легко. В корне с этим не согласен. Когда ты играешь свои песни, то у тебя всегда есть право на ошибку, потому, что это «твое». А исполнять песни «Ленинграда» очень сложно. Петь и играть на гитаре — этого мало! Здесь надо вжиться в образ, в какой-то мере нужно быть актером, клоуном, шутом, провокатором и раздолбаем. Ведь ни для кого не секрет, что, разрабатывая данный проект, мы нагло стали сдирать с группировки «Ленинград». Но перед этим я написал в Instagram бас-гитаристу «Ленинграда» Андрею Кураеву, чтобы он спросил у Сергея Шнурова, не будет ли тот против, когда узнает, что какой-то там тип с Архангельска, похожий чем-то на него, начал нагло копировать и сдирать то, что он делал больше двадцати лет с таким трудом. На что Андрей ответил: «С Серегой поговорил. Сказал — пусть ребята ****** [играют] и не парятся. Нормально все!»
Не так давно появился термин «трибьют-группа», услышав который многие спрашивают: «А что это такое?». Если коллектив именуется просто кавер-группа, то они могут на концерте исполнять песни многих исполнителей, как угодно публике, так сказать, вариант дискотеки, но с играющей вживую группой. Трибьют-группа же организуется как дань уважения какому-либо коллективу, то есть ориентированная только на одного исполнителя. На сцене происходит словно театральное представление, у зрителей создается впечатление, что они попали на концерт оригинальной группы. Почему именно «Ленинград»? Сергей Шнуров, на мой взгляд, сделал некий прорыв в музыкальной индустрии. Успех, отличный результат «Ленинграда» достигнут колоссальной работой Сергея и его коллектива, и ни один год они шлифовали то, что настолько востребовано сегодня на музыкальном рынке.
На самом деле в Архангельске для наших выступлений площадок не так уж и много. Всё дело в том, что мы шумные и дерзкие, да и количество музыкантов приравнивается по численности к группировке «Ленинград», а это 15 человек. В основном для нас стартовая площадка — это ночной клуб «Луна». Но по полной программе мы отрываемся, конечно, на закрытых корпоративах и вечеринках. Вот где происходит то, что в духе «Ленинграда»! Сказать, что нам нравится, — это ничего не сказать. Это же так здорово, так классно делать людям праздник! Пусть даже за небольшие деньги. Хотя мы, наверное, самая дорогая группа в Архангельске: тут уж, как говорится, хороший коньяк и стоит хорошо! Мы стараемся делать шоу, и у нас это получается!
Некоторые люди настолько входят в раж, что перестают совладать со своими эмоциями. Кто-то начинает орать песни вместе с нами, кто-то рвется к микрофону, кто-то умоляет ему тоже дать в руки гитару или так и норовит постучать на ударной установке или завладеть нашим большим барабаном. Кто-то начинает танцевать «брейк» на полу, ну а кто-то просто дерется… Ну а что — обычное дело. Но не подумайте, что на наших выступлениях сплошная оргия, беспредел, битва гладиаторов и всякие там безобразия. Нет — всё у нас достойно и под стать песням «Ленинграда».
По поводу своего материала — он есть, его много, но это пока наш маленький секрет. Считаю, что не пришло время выставлять его на всеобщее обозрение. То, чем мы занимаемся сейчас, — это поле непаханое. Тут ведь столько всего интересного!
Пока не слышно о требованиях, чтобы трибьют-группы отчисляли авторские с гонораров за концерты и корпоративы, и авторское общество пока не ведет такой жесткий контроль. Но тем не менее представительство РАО в Архангельске уже неоднократно обращалось к нам, и, конечно же, мы прислушиваемся к их рекомендациям. Тут есть только два способа — это письменное разрешение от лидера группировки «Ленинград» или заключение договора с РАО. Какой способ используем мы — это наша коммерческая тайна.
Как мы относимся к ограничениям в клубах из-за коронавируса? Тут с какой стороны посмотреть… А по большому счету — нам *****[всё равно].
Тимур Базанов, группа «Экстра»
— Мы выступаем с 2015 года. Наша группа работает в формате «party band» — это музыкальное сопровождение событий разного уровня, от свадеб до городских мероприятий. Выбор данного направления связан с актуальностью его в сфере event-индустрии. Некоторые участники коллектива параллельно занимаются авторским творчеством в других проектах с собственной музыкой, ездят в туры по городам России, но заработка это не приносит.
В нашем коллективе больше половины участников — это профессиональные музыканты, которые в основном занимаются преподаванием. Естественно, им нужно содержать семьи, и даже нечастые выступления способствуют дополнительному заработку.
У нас множество программ на любой вкус и аудиторию. Мы любим наших слушателей и стараемся каждый раз рождать что-то новое. Всё, что мы делаем, исходит от души! Мы всегда получаем отзывы от публики и стараемся никогда не разочаровывать. За исполнение песни иногда предлагают заплатить на закрытых мероприятиях или ресторанах, но в основном группа работает по составленной программе без заказов.
«Чаще всего благодарная публика приносит цветы нашим солисткам — это особенно приятно»
Проблем с авторским правом у нас не было. Все заведения, которые проводят концерты, работают с РАО, делая отчисления. Коронавирус повлиял на многие отрасли, но особенно задело сферу event-индустрии. Ограничения мы поддерживаем, но только разумно обоснованные. Однозначно, что данный вирус будет с нами навсегда, — к нему привыкнут, но жить и работать нужно сейчас. Будем надеяться, что наша медицина справится с нагрузкой и восстановится деятельность всех сфер.
Антон Грабовский / Tony G
— Я профессиональный артист, закончил колледж искусств в городе Химки по классу «Эстрадный вокал». Чужие песни — это именно тот материал, на котором мы учились. Конкретно в общепите я стал выступать с 2011 года. Это моя работа — у меня в дипломе прописано, что я артист. Я пишу песни с того момента, как поступил в музыкальное заведение. Есть группы, которые только авторской музыкой занимаются и только авторские концерты дают. А я выступаю с кавер-программой, в которой есть авторские песни. Стараюсь своим работодателям, заказчикам всегда это доходчиво объяснять, потому что я в первую очередь творческая единица.
Самая стандартная для нас площадка, на которой мы активно начали работать, — это клуб «Фабрика» и панорамный бар «Чердак». Помимо того — все кальянные, которые у нас есть в городе. Кроме того, я уже четыре года езжу по стране с гастролями — каждый год мы выбираемся от Архангельска до Краснодара. В среднем мы объезжаем 20 городов.
Я постоянно подливаю промоутерам новые программы, хочу, чтобы я был интересен. Каждый выбирает свой путь: или быть в фоновом режиме и играть, так скажем, «под устрицы», или стараться, чтобы аудитория хорошо провела вечер и пришла еще раз. То есть постоянно заботиться о своей аудитории. Да, это моя работа, но каждый раз, когда я выхожу на сцену, я радуюсь тому, чем я занимаюсь. Всё зависит еще и от настроения: бывает, ты заряжен, у тебя полет, а бывает, что замотался, у тебя третий концерт за день — тут уже не до праздника.
Музыкой зарабатывать деньги невозможно. Если ты пошел в музыку, то по факту больших денег там — да даже и маленьких — очень сложно раздобыть. Помимо каверов, я преподаю: у меня своя студия, учеников не много, но они есть. А кавера поддерживают мою форму, я расту из-за этого, благодаря каверам я изучил получше ритм-гитару, и сейчас практически на всех своих программах я играю на гитаре и пою. Это история обучения, саморазвития, а не какой-то алчности. Кавера — это возможность быть музыкантом.
Если у тебя большой репертуар, то к тебе может подойти человек между песнями и предложить исполнить какую-то песню за деньги. Это называется «парнас» — эта система еще с Советского Союза осталась. Разумеется, никаких налогов с этого не идет, но его не бывает очень много. По крайней мере, я не застал то время, когда люди выносили на «парнасе» больше заработка, чем гонорар.
Проблемы с аудиторией были на выездах, на гастролях. Но в Архангельске у нас очень хорошая аудитория, очень приятно с ней работать. Вот где я себя чувствую как рыба в воде — именно в Архангельске. Неоднократно приходили сообщения в поддержку.
«Люди подходили и говорили: "Мне в вашем исполнении больше нравится Агутин, чем сам Агутин". Для меня это выше всех похвал»
У меня никогда не было проблем с авторским правом, потому что я выступаю в заведениях, которые платят за авторские права. Все заведения, в которых выступают музыканты с живой музыкой, делают отчисления в РАО. Каждое подписывает бумаги и платит за это налоги. Взнос не огромный, но он есть.
В первую волну коронавируса мы просто остались без работы. Сейчас снова приходит это время, когда промоутеры и арт-директора отказываются от выступлений. Наша профессия, видимо, просто не считается весомой. Я не артист оркестра или филармонии, я сам по себе. Мой работодатель — сдельный: он сегодня меня пригласил, завтра — нет. И я не могу сказать, что у меня есть определенная гарантия, что в месяц я имею столько-то денег. Это всегда плавающая история. Пару лет назад мы составом в шесть человек давали по 15–18 концертов в месяц. Наша группа стоила больше всех наших конкурентов и товарищей. А сейчас настали такие времена, когда ты думаешь, как бы выжить малым составом, — работаешь и трио, и один выступаешь под гитару.
Если вычеркнуть нашу профессию, то общество, которое ходит в общепит за развлечениями, будет обделено эстетическим воспитанием. Народу нужны зрелища — мы эти зрелища обеспечиваем. Люди в заведениях не только кушают и танцуют, но и радуются жизни. Если они не будут это делать — будет копиться гнев, и в какой-то момент люди выйдут с факелами и вилами на баррикады. Государство в данный момент просто провоцирует всех — я так считаю.