Правнучка городского головы Архангельска и фотографа Якова Лейцингера считает, что его деревянная скульптура, которую на днях установили в городе, не удалась. По словам Натальи Целиковой, она понимает, что у создателей были благие намерения, но результат ей не понравился.
Наталье Львовне 83 года и своего прадеда она не застала. По состоянию здоровья она мало выходит на улицу, так что скульптурную группу оценила пока что только по фотографиям.
— К великому сожалению, я не видела [статую вживую]. Мне трудно говорить об этом, потому что я мало выхожу на улицу, — говорит Наталья Львовна. — Но то, что я видела в Интернете… Задумка очень хорошая, но зачем так издеваться? Никак не поняла. Если бы это было абстрактно, без отношения к человеку, к имени — то бог с ним. Сделали и сделали, хорошо. Но, понимаете, это [был] известный человек, глава города. А выражение лица какое-то зверское. Такое впечатление, что это зверобой какой-то. Если посмотреть на фотографии, которые он делал — например, коновалов (раньше так называли ветеринаров. — Прим. ред.), людей, работающих с животными. У них нормальные лица, зверства не видно. А тут — ну не знаю…
Наталья Львовна также указала на историческую неточность, которую, по ее мнению, допустили создатели статуи. По задумке, Лейцингер делает снимок семьи архангелогородцев — перед ним на стуле сидит женщина с ребёнком на коленях, а позади них стоит мужчина. Правнучка фотографа указывает, что делали это по-другому.
— Вы знаете, если посмотреть на [старые] фотографии, то всегда сидел мужчина, а женщина стояла рядом с ним, — объясняет она. — Я сама удивлялась, интересовалась, почему так. А вот — чтобы у женщины был виден весь наряд, как она красиво одета, какое у нее замечательное платье, одежда. Рядом же музей — ну зашли бы, спросили: «Девушки, покажите нам фотографии». И было бы совсем по-другому. По мне — это неправда жизни. Я понимаю, что у них были благие намерения, но…
Кроме Натальи Львовны в Архангельске живут еще двое правнуков Якова Лейцингера — ее сестра и троюродный брат. Она рассказывает, что уже в детстве прадед был для них величиной, хоть о нем рассказывали и не очень много.
— Кстати, у меня ходила и смотрела сестра — она тоже его правнучка, так вот ей понравилось. И меня выругала: «Что ты так относишься?» Но, кстати сказать, у Якова Ивановича есть еще и внук. Он сын его младшей дочери, ему будет 82 года. Он живет в Москве, к великому сожалению, совсем ослеп. Я ему еще пока ничего не рассказывала, — говорит она.
Добраться до новой скульптуры правнучка городского главы всё же собирается, хотя и говорит, что для нее это трудно. А всем горожанам советует посетить музей Лейцингера, открытый в 2015 году в школе № 14, которая носит его имя. В этом году его признали официальным историческим музеем.
Кстати, деревянная фигура фотографа на набережной Архангельска — не единственная. Этой осенью там появилась композиция, посвященная экспедиции Георгия Седова на Северный полюс, и скульптура фонарщика.
Также почитайте рассказ внучатой племянницы сказочника Степана Писахова, которая живет в Литве, — она рассказала о нелегкой судьбе своих родных и подарках от известного писателя.