Что происходит с заброшенными зданиями после их «смерти»? Обычно их сносят. Но иногда они успевают послужить еще для чего-то. Так случилось с бывшим хозяйственным магазином на Ломоносова, 75. В его стенах появилась неформальная выставка.
Баннер «Продам» на потрепанном и заброшенном здании магазина выглядит довольно комично. Снаружи и не скажешь, что внутри еще что-то есть, — дверь наглухо закрыта, окна либо заколочены, либо за решетками. На фасаде висит плакат, приглашающий зайти внутрь. Важное уточнение: «Вход через окно».
К самому окну ведет протоптанная тропинка — нужно только пригнуться от нависающих веток берез, заползти в окно, спрыгнуть на опрокинутый шкаф, и вы внутри.
Посетителей встретят разные рисунки на стенах, на первый взгляд бессмысленные надписи без контекста, разные артефакты советских и постсоветских времен. О том, как создавалась выставка и что вообще всё это значит, мы поговорили с ее куратором, который пожелал остаться анонимным.
— Всё это просто мысли вслух. Сложно сказать, что именно значат эти слова, каждый найдет свой смысл. Стены таким образом говорят со зрителями. Где-то эхо прежних времен, где-то слова, зацепившиеся за слух. Всё это полотно. И на самом деле любой посетитель также может оставить свой след и написать, что захочет, — рассказал художник.
В работе над переосмыслением этого пространства работало несколько человек. Создание выставки заняло около недели. Как говорит автор, «действовать нужно было быстро, ведь всё происходило довольно нелегально и каждый день мог стать завершающим»:
— Дом стоит давно заброшенным, и я много смотрел на него, но не строил планов, пока он был закрыт. Какие-то люди вскрыли дом, чтобы похитить батареи, а я уже проник после. Просторный зал показался мне отличным выставочным пространством, и я решил не ждать, пока в нем поселятся жители, — рассказал куратор. — Раньше это был магазин хозтоваров. В нем всегда была атмосфера разваливающегося постсоветского мира. Выбор товаров и их назначения всегда казался мне странным и как будто комичным. Из этого выросла концепция выставки, собирающей в себе различные неформальные и аутсайдерские искусства, не годящиеся для галерей и классических выставок. Чтобы показать разнообразие и выбор «товаров», я решил притянуть в проект художников различных направлений. Так получился свободный сборник из разных стилей, форм и идей, отражающий ирреальность судьбы хозяйственного магазина.
Часть выставки — таблички с номерами ларьков советских времен.
— Это отклики из истории. Я нашел их на чердаке здания. Видимо, раньше магазин был в хорошем расположении и держал не один ларек. Таблички показались мне отличным представлением аутсайдерского искусства, оставленного на съедение пыли. Поэтому я решил дать им вторую жизнь в нашей выставке. Причем все они ручной работы, что немаловажно. Так сказать, артефакты, — пояснил куратор.
Кстати, совсем по соседству, на Ломоносова, 73, на фасаде заброшенного дома этот же художник выставил свои работы — натурами стали бомжи и алкоголики, которые там поселились. Тот дом уже сровняли с землей, причем при сносе пострадал рабочий.
— Школа, в которой я учился, находилась прямо напротив этих зданий, и я с детства смотрел из окон класса на их фасады. Тогда я еще не знал, что с ними будет, но, так сказать, они были заранее определены мной, — рассказал художник о выборе зданий для выставок.
Работы с Ломоносова, 73 при сносе не пострадали. Их сняли и забрали себе архангелогородцы. В новой выставке есть надпись на стене «Прошу не трогать выставку».
— Я писал это в момент монтажа выставки для незваных гостей. В принципе, после открытия мне не сильно важна судьба экспонатов. Посетитель встает перед нравственным выбором, который уже сам по себе вызывает некий резонанс. Неважно, украдет человек или оставит работу. Пока работы на выставке, у них нет хозяина, — рассказал куратор проекта.