Гостем прямого эфира 29.RU на этой неделе стал известный архангелогородец, историк архитектуры, краевед, писатель Юрий Анатольевич Барашков. Сейчас он большую часть года живет во Франции, в Архангельск вернулся на время. На днях — вновь уезжает. Мы не смогли не воспользоваться возможностью встретиться с ним и вместе прогуляться по городу — посмотреть на современную архитектуру, оценить сквер с деревянными муравьями и преображающуюся Красную пристань. Во время прогулки записали пять мыслей Юрия Барашкова про то, как сегодня выглядит Архангельск: удобно ли здесь жить, что мешает и даже раздражает, что срочно нужно изменить.
- «Архангельск — удобный для проживания город»
- Строительство вдоль Двины: «Появился выраженный центр города с реки»
- Памятники Архангельска — удачные и нет
- «Город — живой организм»: что делать с трущобами?
- Как сделать Архангельск лучше — пять задач от историка архитектуры
«Архангельск — удобный для проживания город»
— Я в Архангельске месяц, не могу не насладиться им: он хороший, очень удобный для проживания — не большой и не маленький, — замечает Юрий Барашков. — В нем всегда одно было стабильно — история и интеллект! Город очень преображается — интенсивно и энергично. Куда ни бросишь взгляд, везде новые цветовые решения, новые архитектурные формы и в принципе новая архитектура, которую я хотел бы видеть в этом городе. Я ведь после Парижа, понимаете, у меня обостренное отношение! Архангельск очень хорошо выглядит — много настроили и много настроится. К чему-то можно придираться: считаю, что тот или иной дом неудачно поставлен. Но он поставлен — и это лучше, чем было до.
Строительство вдоль Двины: «Появился выраженный центр города с реки»
— Про Северную Двину я написал книгу — она у меня в компьютере, я ее скоро издам. Она называется «Северная Двина. Прикосновение к исторической реке Русского Севера». После французской Сены наша Двина просто (воздушный поцелуй). Я ведь про Сену уже сделал книгу. Думал, наберу ли я материала про Северную Двину. Но вы знаете, она роскошная, про нее можно очень много сказать, она насыщена историей и географией. Сена начинается с маленького артезианского фонтанчика. И этот ручеек на многие десятки километров — уже Сена, гордость Франции. А наша Двина на всем протяжении такая примерно, как в Архангельске, широкая. Мы должны эту реку знать, понимать, относиться к ней с достоинством. Что касается архитектурного цеха и градостроительства, то, конечно, нужно ее [реку] архитектурно оформить, — считает краевед.
— Но эти современные здания [на берегу реки] хороши? — спрашиваем Юрия Анатольевича.
— Посмотри, разве это плохо? — говорит он в ответ. — Вот такие, и побольше их. У Архангельска появился наконец выраженный с реки центр города. Раньше вялая панорама очень была от моста до моста. Пятиэтажки, пятиэтажки, там САФУ и всё прочее — суета всякая. Сейчас это встало — и очень хорошо. И пусть местные архитекторы-примитивисты равняются на такую архитектуру, как-то подтягиваются. Двина — это наше самое роскошное место. Другие города могут только позавидовать градостроительной ситуации Архангельска, потому что у нас на другом берегу нет капитальной застройки — там природа, а на этом берегу город. Природа перетекает в город, а город растворяется в природе.
Памятники Архангельска — удачные и нет
— Есть три памятника замечательных. Это памятник Ломоносову, созданный Иваном Мартосом (расположен перед главным корпусом САФУ. — Прим. ред.); памятник Петру Первому Марка Антокольского (расположен в Петровском сквере. — Прим. ред.); хороший памятник губернатору Ефремову, который на причинном месте стоит на Чумбаровке. «Русский мужик» называется — такого памятника эротического нигде нет (имеется в виду памятник Сене Малине на Чумбаровке. — Прим. ред.), — перечисляет Барашков. — Город интересен неожиданностями, как раз третий памятник — он из этой области. А так — много халтуры, много ерунды. Надо как-то остановить Сережу Сюхина, он «пересорил» город своими работами. Не надо этого делать. Вот живые памятники — юноша идет. Надо, чтобы такого было много: красивого, живого, а не бронзового и не каменного. Есть, конечно, темы очень интересные, достойные того, чтобы найти отражение в оформлении города. Неожиданные в том числе.
«Например, я ратую без конца за памятник Робинзону Крузо. Чтобы он встал вот так — с ружьем, как с гравюр у Дефо»
Это знакомый очень образ. И никто не знает, что Робинзон Крузо свои приключения заканчивает с приходом в Архангельск. Надо поставить такой памятник в Соломбале, на берегу Кузнечихи, где нет ни одного памятника.
«Город — живой организм»: что делать с трущобами?
— Проблема с трущобами была, есть и будет, — констатирует Юрий Барашков. — Город — живой организм: что-то нарождается новое, а другие клеточки отмирают. Решать, как их убрать, должны власти, государство. Я представлял себе, что давно эта тема должна сняться, но она всё равно есть. В этих домах люди живут — с туалетами прямого падения. А ведь жизнь дается один раз. Поэтому эта проблема — одна из первейших для отцов города.
— Какой может быть застройка после сноса трущоб? — спросили Юрия Барашкова в эфире наши читатели.
— Надо смотреть, какие производительные силы есть: кто строит, кто может оплатить застройку. Тут сложно ответить. У нас проблематичный город очень в градостроительном отношении, потому что он в дельте реки, он рассеян по островам. На этих островах, на Бревеннике том же, нет промышленности. По идее, людей просто надо оттуда переселять. Это большие задачи, но они все решаемые, если остановиться с коррупцией повсеместной, эти потоки направить с мыслью о народе, — ответил он.
Как сделать Архангельск лучше — пять задач от историка архитектуры
— Город интересен неожиданностями. Должно быть в нем то, чего в Париже нет! — говорит Юрий Анатольевич, отвечая на вопрос, чем Архангельску привлечь туристов.
Ну а на ближайшую перспективу дает такие советы про то, что стоит изменить:
1. Сделать набережную от моста до моста полностью прогулочной
— Конечно, набережная у нас бесценна: она и главная улица города, и живая история города, и красота основная. К ней нужно очень бережно относиться. Надо понимать ее роль. Она должна быть проходная насквозь — всё, что этому мешает, надо вынести в другие места. Набережная должна быть общественным достоянием. Это простор: в городской среде мы неба не видим, а на набережной панорама огромная в сочетании с рекой. Это фэнтези для города. Поморская до революции была главной улицей города, она начиналась от самой набережной. Вот и сейчас она [Поморская] должна идти напрямую к реке. А у реки нужно сделать благоустроенный причал. Раньше это было чрево Архангельска — здесь был рынок, приставали все карбасы, лодки.
2. Открыть масштабный парк для детей
— В наши времена напрашивается в городе такого масштаба сделать детский парк — настоящий Диснейленд своего рода. Сегодня промышленность и дизайн предлагают всё для оформления таких вот игровых площадок.
3. Вникать в градостроительные проблемы (совет для чиновников)
— Администраторам, мэру города не хватает градостроительного образования, понимания, что такое город, какие визуально-эстетические проблемы у города есть. Они хорошие ребята, но они чиновники. А от первых людей все-таки многое зависит. Помните, стояла на Красной пристани шхуна «Запад» — сколько с ней всего было. Она же не представляла никакой ценности, она была уже совершенно в развалюшном состоянии. У Орлова собираемся: говорят, там всё надо построить, перестроить, сделать копию. А как просто всё решилось: приехала принцесса Анна (дочь королевы Елизаветы II приезжала в Архангельск на торжества к 75-летию конвоя «Дервиш». — Прим. ред.), и всё это убрали. Тут нужна воля и энергия, а не разговоры.
4. Прибираться в городе — это зависит от каждого из нас
— В городе надо прибираться, но это зависит от всех нас. Идут передо мной два человека по Чумбаровке: что-то развернули, съели, а бумажку выкинули. И я как мальчишка бегу за ними, хватаю за шкирку, а у них же есть папа и мама. Это они должны были воспитать, сделать их, слепить, чтобы они так не делали.
«Это культура поведения, и она выражается в том, что у нас грязный город»
Париж тоже не блещет чистотой, тоже есть такое хамство, что бросают бумажки, но все-таки поменьше. Порадовало меня, что появились ящики для дифференцированной сборки мусора, но они ведь размерами с почтовый ящик. Надо поставить вот такой (делает движение руками, описывая большой объем) ящик, чтобы не промахнуться.
5. Консультироваться с Юрием Барашковым по поводу памятников
— Надо, чтобы город консультировался со мной, какой памятник поставить. Сюхин запроектировал опять памятник соломбальским мальчишкам. Хорошая композиция — мне нравится, но его опять размещают на набережной. Набережная переселена памятниками, а в Соломбале нет ни одного. И не надо каждый раз оправдываться, что там нет среды для памятника. Памятник появится и будет обрастать архитектурой.