В 2017 году мы сделали большой фоторепортаж с острова Мудьюг: места красивые, умиротворяющие и с историей (23 августа 1918 года на острове интервентами был создан концентрационный лагерь, в 1930-е в память о тех событиях здесь открыли музейный комплекс, проработавший до 1993 года), но запущенные. За прошедшие с момента публикации годы ситуация в лучшую сторону не изменилась, хотя периодически власти и общественники обсуждают развитие здесь регионального туристического маршрута. В рубрике «Личное мнение» архангелогородец Денис Селиванов рассказывает о том, как совсем недавно попал на остров в составе команды, которая тоже собирается восстановить местный музей, наладить туризм. Он рассуждает о том, почему эти начинания кажутся ему важными сегодня.
В современных условиях всё актуальнее встают вопросы развития внутреннего туризма. На это выделяются средства из бюджета, льготные кредиты, гранты, но главным образом все эти меры господдержки забирают крупные города и раскрученные маршруты. Но ведь и у нас, на Севере, есть что посмотреть, а история зачастую просто лежит под ногами. И у нас есть неравнодушные земляки, готовые туристические маршруты развивать, и делают это без всякой помощи, по велению души и зову сердца.
В один из жарких летних дней мне посчастливилось принять участие в необычной экспедиции вместе с мемориальной командой «Штык решает» на Мудьюг, который в прошлом веке именовался не иначе как остров скорби. Сегодня его нет ни в одном туристическом гиде, а ведь с этим островом в Белом море связаны драматические события прошлого века. Наша задача — начать восстановление музея на Мудьюге.
В 1918 году на острове произошло первое боестолкновение с интервентами, направлявшимися в Архангельск. Затем здесь же был организован концентрационный лагерь (за что Мудьюг прозвали островом смерти). Всего, по подсчетам историков, на острове «побывало» свыше тысячи человек, из них расстреляны и погибли от болезней свыше 200 человек.
В общих чертах про этот остров слышали многие. Но слышать и видеть — большая разница. На современном катере из центра города до острова можно дойти всего за 40 минут. Раньше по количеству туристов, приезжающих сюда, он уступал только Соловецким островам.
«Сегодня это скорее даже не остров скорби, а остров забвения»
Жизнь кипит только в море: у приемного буя в ожидании лоцмана на рейде дымят трубами суда, а остров кажется необитаемым. Хотя напичканный историей Мудьюг готов рассказать о себе многое. В этом ему надо только помочь.
Высадившись на берег, наша команда разложила «боекомплект»: банки с краской, кисточки, баннеры, ружья для салюта. Задача проста — привести в порядок массовое захоронение расстрелянных узников. Летом 1919 года каторжники, поняв уготованную им судьбу, устроили побег. Спастись удалось немногим. Далеко ли убежишь с острова? Пойманных расстреляли. Место захоронения в советские годы обнесли чугунной оградой, которая сохранилась до наших дней. Оградке на вид лет 50, но она даже не покосилась.
В 1928 году на острове возвели памятник «Жертвам интервенции», заменив его через 30 лет на гранитный обелиск. В 1938 году здесь был открыт Музей каторги, посетители которого могли увидеть лагерь изнутри: бараки, карцер, вышки с ограждениями из колючей проволоки. Мемориальный комплекс работал до 1993 года. В 1998 году концлагерь был исключен из реестра памятников истории и культуры, тогда же был закрыт теплоходный маршрут на остров. А в 2012 году отдел «Мудьюгский» был исключен из штатного расписания Архангельского краеведческого музея. Это стало началом забвения.
Еще несколько лет, и восстанавливать на острове будет нечего. Но пока здесь еще можно зайти в барак с надписями заключенных на стенах, на холме стоит облупившийся, но всё еще величественный обелиск, который видно с моря, на берегу — две дореволюционные пушки, есть массовые захоронения. Вот, пожалуй, и всё, что осталось. В качестве изюминки к вашим услугам... гадюки! Но летом здесь их надо еще поискать.
«Штык решает» задумал масштабную акцию по восстановлению музея и привлечению на Мудьюг туристов. Совершенно бескорыстно. Без грантов и спонсоров. Военные археологи, как они сами себя называют, хотят создать в Архангельске военно-исторический парк с диорамой, посвященной Гражданской войне с филиалами на Юрьевском рубеже, на месте боев Гражданской войны недалеко от станции Емца в Плесецком районе, и здесь, на Мудьюге. Но для начала нужен регулярный маршрут на остров. Тогда Мудьюг прорвет информационную блокаду постами туристов в социальных сетях.
Чтобы спасти уцелевшие памятники, сооружения и объекты истории одного энтузиазма и краски с кисточками мало — нужна государственная поддержка, хотя бы на региональном уровне. Нужно обязательно сохранить память о том, что здесь было. А был здесь полноценный концлагерь, причем один из первых.
Вернусь к нашей поездке. Несколько часов потребовалось мемориальной команде, чтобы покрасить ограду на могиле расстрелянных. Теперь ее хорошо видно издалека. Первыми оценила работу группа туристов, именно в этот день приехавших на Мудьюг. С десяток человек, все из Архангельска. И даже сложно сказать, кто кому удивился больше: «Штыки» туристам или туристы людям с кисточками в руках.
В память о погибших был дан ружейный салют. И, пожалуй, впервые за все годы по всем усопшим на острове заупокойную панихиду отслужил игумен Варлаам.
Таким образом, в этот день была открыта новая страница в истории острова скорби. Это первый шаг на долгом пути вывода Мудьюга из забвения. И этот путь только начинается.
Согласны с автором?