Культура мнение Архангельск простился с актрисой театра драмы Татьяной Боченковой: мысли благодарного зрителя

Архангельск простился с актрисой театра драмы Татьяной Боченковой: мысли благодарного зрителя

Одной из ведущих актрис театра не стало 3 сентября

Татьяна Боченкова в одной из самых ярких своих ролей — Прони Прокоповны в «За двумя зайцами»

На прошлой неделе, 3 сентября, в Архангельске скончалась одна из ведущих актрис Архангельского театра драмы Татьяна Боченкова. Прощание с ней состоялось накануне в театре — проводить ее в последний путь пришли как коллеги, так и любящие ее зрители. Среди них — Дмитрий Чистяков. В рубрике «Личное мнение» он пишет, какой запомнилась ему Татьяна Михайловна на сцене, а также рассуждает о том, как часто мы не успеваем выразить свои чувства к людям при их жизни — а потом жалеем.

Архангельск простился с Татьяной Михайловной БОЧЕНКОВОЙ, актрисой Архангельского Драмтеатра. Как благодарный зритель, влюблённый в театральное искусство, я не был близким другом этой женщины, но в ряде постановок я её видел, и она действительно была Мастером на сцене. Она знала меня по имени и в лицо, а я обожал её в различных ролях. И не сказать добрые слова, провожая её в последний путь, я не мог.


Я убеждён, что приходить на прощание с людьми, которые всем окружающим и тебе лично несли свет и добро, нужно. Она была очень харАктерной актрисой, способной, что называется, «вынуть душу», создавая на сцене драматический образ (она очень была хороша в этом амплуа в «Очень простой истории», где она сыграла Лошадь, в «Поминальной молитве» — в роли Цейтл). Блистала в роли Прони Прокоповны в комедии «За двумя зайцами» — по общему мнению, это была одна из самых лучших её ролей. А за свои 30 лет на сцене она сыграла более 70 ролей. Я видел лишь малую часть — ведь театралом я стал уже в зрелом возрасте. Жаль!..


Работала с подростками в театральной студии, охватывая их своим огромным талантом и любовью.
В последние месяцы жизни она знала о своём диагнозе (думаю, не станет грешным сказать, что это была онкология), но продолжала до конца играть в спектаклях. Я ходил на такие постановки с её участием, как «Сарафан» по Ф. Абрамову, дважды с огромным удовольствием — на «Сказку об Одиссее», дважды — на «Собаку на сене», где она в трио с Натальей Латухиной и Еленой Смородиновой играла дуэнью. А какова была тётка Анисья Лобанова из «Две зимы и три лета»? Я понятия не имел о её недуге — и могу себе представить, что она, зная и понимая скорый уход из этого мира, наверняка сильно страдая физически и душевно, продолжала свою актёрскую миссию. Мужественная женщина. Какова сила духа и какова ответственность за общее дело. Доработать до конца. Не каждому дано.


Вообще миссия актёра, наверное, со мной они согласятся, заключена в пушкинской строке — «чувства добрые я лирой пробуждал». Она — пробуждала. Татьяна из той генерации актёров, которые вышли из первого актёрского выпуска Архангельского училища культуры, и там целый ряд имён с большой буквы.


Я счастлив, что посмотрел её коронную роль Прони Прокоповны в редко исполняемом в последнее время спектакле «За двумя зайцами». Теперь на сцене Архангельского Драматического этот спектакль без неё, пожалуй, невозможен... Ну, на самом деле, заменить Боченкову — и будет... Нет, конечно, жизнь не остановится, но без неё самим актёрам будет совсем не весело играть эту комедию без главной героини в исполнении Татьяны Михайловны. Она очень радовалась, когда ей дарили цветы. Говорят, любила очень полевые. Счастлив, что цветы от меня были не только к её портрету на сцене.


...Цветов было очень много. Хотел было написать, что «так бывает только у тех людей, кто действительно...» — и осёкся. Достаточно грамотно запустить «инфу», сыграть на каких-то эмоциях — и понесутся цветы, фоточки, свечечки на аватарках, скорбения — разве нет? Нет, не показатель. То, что люди от сердца скажут — важно. Слышит ли их покойный? Знает ли об этом? Где он? Жива ли его душа?.. — те ещё вопросы. Но нужно это не покойному, прежде всего, а живым людям. Его родственникам, коллегам.


Каждый из нас желает, чтобы помнили, не забыли после смерти. И тем важнее делать добро друг другу при жизни. Говорить комплименты. Хвалить успехи. Восхищаться тем, что получилось действительно круто. А творящему на сцене — аплодировать и кричать «Браво!». Это же вообще здорово! Не прятать добрых эмоций для живого человека, в общем!


Знаете, дорогие мои земляки, я вижу если не умирание традиции дарить цветы актёрам на сцене (на премьерах дарят), но затухание — точно. И это грустно. Люди искусства, люди театра не могут существовать без зрителя и его эмоций. Потом, когда уже гроб в цветах — почётно, правильно, нужно, важно — но при жизни, пожалуй, лучше.


Мои соболезнования родным и близким Татьяны Боченковой и разделение боли утраты с её коллегами, ставшими мне за мой театральный стаж почти родными. И огромное спасибо всем Людям Театра за более чем достойные проводы в последний путь достойного Человека Театра.


Что для меня глубоко символично, так это то, что последний наш театральный сезон, 88-й по счёту, был поименован как #сезондвухбесконечностей (восьмёрка на боку в математике — символ бесконечного множества, если у кого возник вопрос о метафоре). Завершив до самого конца этот сезон, Актриса ушла в свою Бесконечность под прощальные аплодисменты.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления