Северные деревни и сёла еще хранят уникальное ценное наследие, которое не потрогать и не положить в сундук. Это обряды, говор, песни, поверья, приметы. Для городского жителя мир этот уже мифологический — такой он далекий, древний и неизученный. Однако хранители культуры наших предков еще остались, и особенно интересно, что тянутся сегодня к этому зыбкому знанию современные молодые художники, и не только местные. Куратор выставки — уроженка деревни Чакола Анна Злотко, а исследовали глубинку художницы из Санкт-Петербурга Ярослава Комиссарова и Самария Нурулова. Традиции и обряды Севера вдохновили их на выставку «Дельта».
На выставке представлены инсталляция с зеркальными объектами, прототипом которой послужил деревянный сарай — «скелет» — из Нёноксы, серия снятых на пленку и цифру фотографий в Чаколе и Нёноксе, а также видео. Выставка — итог Поморской арт-резиденции, объединяющей Чаколу и Нёноксу.
Выставка встречает гостей необычной конструкцией художника Даниила Власова — образ рыбацкой постройки, внутри которой на разной высоте повисли зеркальные кресты. До Архангельска они побывали не только в Чаколе Пинежского района, но и в Нёноксе, имя которой на слуху из-за взрыва на военном полигоне, но несет и добрую славу: здесь сохранилась старинная архитектура, на которую приезжают смотреть туристы из разных уголков мира.
Художницы из Санкт-Петербурга Ярослава Комиссарова и Самария Нурулова попытались исследовать или хотя бы прикоснуться к глубокой, местами мрачной душе старой северной деревни. Они пришли туда уже как современные люди, чтобы проложить некую связь с нашими предками. И вот сегодня «Дельта» в образной подаче рассказывает нам про традиции старого Севера — подсвечивает зеркалами потемки прошлого.
Лейтмотив выставки — обрядовость, которая когда-то помогала человеку на протяжении всей жизни осмыслить разные этапы: переходы возрастных границ, масштабные праздники, личные утраты, когда люди работали через обряды с архаичным страхом смерти.
А ушел ли обряд из нашей жизни? Или просто видоизменился? Сегодня человек живет в мире науки и технического прогресса, но всё, что трогало простого северянина в глубинке много-много лет назад, трогает всех нас и сегодня.
Риторические вопросы — те же, поиск смыслов и сил — тот же.
И что значат кресты? Авторы не вкладывают в этот образ именно религиозные смыслы. Это скорее метка, пограничный знак — мира явного и иного. Современного и старого. Реального и фантастического. Мира жизни и того, что после нее. А после — как минимум память. Поэтому художницы и взяли зеркала — материал, который отражает действительность, а по итогу создает свою новую, в которую вместе с художниками заглядывает уже городской житель.
— Целью было создание «мостика времени» между уходящей эпохой, памятью предков, рожденных в дореволюционную Россию и видевших ее, и нынешним человеком, — объясняет Анна Злотко, создатель арт-резиденции «Марьин Дом» в деревне Чакола. — Встречи с жителями сёл были наполнены любовью к родной земле, памятью и почитанием предков, верностью культурной традиции. Потребность человека в сохранении обрядовых традиций остается неизменной. Осмысленный или нет, обряд не уйдет, хоть и создаются его новые, подчас измененные, частные формы. Они — как притоки, подобны дельте реки Традиции.
Мир меняется, но что-то остается таким же, как при наших прапрапрадедушках и бабушках. Этот вопрос «неизменности» и стал основой диалога для художниц-исследователей.
— Каждое пространство, где проводилась работа, — дом, лес, река, поле, — имеет сильные старые нарративы, свои характеры, но при работе с ними получался новый диалог, новый рассказ, — объясняет куратор выставки Анна Злотко. — Крест с его равными сторонами не привязывают к конфессиональной условности, символизм максимально упрощен до короткого высказывания. Крест есть пограничный знак мира явного и иного.
Такие кадры сделал наш фотограф Иван Митюшёв, но лучше посетите выставку сами — возможно, вам захочется в родную деревню или, как художницам из Санкт-Петербурга, исследовать незнакомую.