Архангельский театр кукол выпустил вторую часть книги «Они и Мы». Это сборник размышлений о взаимоотношениях подростков и их родителей. Если в первой книге с позиции «Мы» выступали школьники, то сейчас слово дали взрослым.
Тираж у книги маленький — всего тысяча экземпляров. Собирала эти истории заведующая педагогической частью театра Марина Мельницкая. Она ходила на родительские собрания в школы Архангельска. И предлагала родителям старшеклассников поделиться мнением о современных подростках. Анонимно или нет, решал каждый за себя.
— Мне давали 15 минут, я объясняла суть. Родители могли излагать в свободной форме или просто отметить, что «нравится-не нравится». Большинство, конечно, писали: «Хочу, чтобы он учился» и так далее. Мало кто к себе обращается, — говорит Марина Мельницкая. — Было полное отчаяние, потому что казалось, что книга не получится. Подростки, чьи письма мы напечатали в первой книге, были очень искренними. А здесь всё как-то банально выходило. Вдруг ближе к лету пошло что-то вроде исповедей. И стало интересно. Записывали рассказы на диктофон и под диктовку. Часто слышала: «Я рассказать могу, а писать — увольте, где найти время?». И вот так сквозь полное неверие всё получилось. В книге есть истории родителей, которые просто душу рвут. Я была тронута такой откровенностью.
Материал к печати готовили вместе с верной помощницей — актрисой Еленой Антушевой. Так было и с первой частью книги «Они и Мы», которую театр кукол выпустил в ноябре 2017 года. Идея этой книжки родилась во время работы над одноимённым спектаклем. Его поставила актриса, народная артистка РФ Светлана Михайлова. К тому времени в репертуаре театра уже были три таких постановки. Их ещё называют «театральными родительскими собраниями»: «Большим о маленьких», «Ребёнок XXI века — чудо или чудовище?» и «Что это такое — быть ребёнком?».
— К подросткам мы обратились от имени актёров, послали в школы специальные почтовые ящики, — вспоминает Марина Мельницкая. — Когда стали читать письма, обнаружили, что, кроме беглых, поверхностных, там были истории очень мощные. Светлана Михайлова предложила сделать из этого программку к спектаклю. Но писем было более 600, и мы решили выпустить книгу. Тысяча экземпляров первой части уже разошлась по всей стране. Мы заказали и получили ещё тысячу. В запасе у меня уже было несколько родительских историй. Вдобавок петербургский семейный психолог Екатерина Мурашова, которая писала отзыв на первую часть, подначивала: «По-честному, так по-честному. Подросткам тоже интересно, что о них думают взрослые. И не в тот момент, когда ругают за бардак в квартире или за двойки». Писем было не меньше. Это все надо было прочитать, осмыслить, придумать концепцию… И получилось так, что родителям эта книга интереснее даже, чем самим подросткам. Потому что каждый на себя примеряет какую-то ситуацию, как и в случае со спектаклем «Они и Мы». А когда у родителей и у подростков возникает желание понять друг друга, мы считаем свою задачу выполненной.
Марина Мельницкая мечтает, чтобы книга попала в руки, «которые сами её не берут» — например, в неблагополучные семьи. По её словам, у театра нет цели воспитать всех родителей. Даже если несколько из них прислушаются к ребёнку после прочтения книг и просмотра спектакля, уже хорошо. С изданием начали знакомить учителей, школьных библиотекарей и психологов.
Элла Микушева