Активисты экологического движения «42» создали экокарту Архангельской области, указав населенные пункты, где внедряется раздельный сбор отходов. По данным активистов, инфраструктура для сортировки мусора появилась в 23 населенных пунктах области.
Информацию собирали через местных активистов для того, чтобы сравнить, что сделано по территориальной схеме обращения с отходами. В Архангельске и Новодвинске установлены десятки специальных контейнеров для сортировки мусора, а где-то — всего один на весь поселок. В 12 населенных пунктах (например, в Мирном, Урдоме, Североонежске) инфраструктура появилась по инициативе местных жителей. В деревнях Вершинино, Морщихинская, Луда, Пурнема раздельный сбор развивает Кенозерский национальный парк, в 8 населенных пунктах этим занимаются предприниматели, иногда их поддерживает местная администрация — например, в Вельске, Северодвинске, Новодвинске.
— В территориальной схеме по обращению с отходами есть план внедрения раздельного сбора, где большая часть мероприятий должна быть выполнена к концу этого года. К сожалению, мы не увидели централизованного подхода, это не похоже на единый региональный план. Интересно бы было увидеть отчет правительства о проделанной за полтора года работе. В большей части поселений появление пунктов приема вторичного сырья — заслуга местных активистов, которые написали проект и занимаются приемом вторсырья на волонтерских началах. А это большой труд — самим оборудовать пункт, организовать его регулярную работу, найти заготовителя, организовать логистику и экопросвещение. За сбыт вторичного сырья чаще всего активисты ничего не получают — если заготовитель находится далеко, возможную прибыль «съедает» логистика, — комментирует координатор движения «42» Анастасия Кочнева.
На экокарте указаны компании-заготовители, которые занимаются приемом вторичного сырья и его сбытом. В области нет переработки, поэтому пластик, макулатуру, стекло и металлы перевозят в другие регионы. Чаще всего это Вологодская область, где находятся следующие перекупщики.
Проще всего сдать в переработку:
макулатуру;
ПЭТ-бутылки;
канистры;
флаконы из-под бытовой химии;
металлы.
Нерентабельным остается сбор стекла и других пластиков (в том числе различной упаковки), которые просто отправляются на свалку.
— Если в районе появляется предприниматель — заготовитель вторичного сырья, рядом как грибы после дождя вырастают и пункты приема, организованные активистами. Люди во время шиесского протеста поняли, что произведенные отходы необходимо перерабатывать. Они готовы разделять отходы, всё дело сейчас утыкается только в инфраструктуру. На карте можно увидеть, что все инициативы сосредоточены к югу региона, где больше всего заготовителей, ближе перерабатывающие заводы и, соответственно, ниже издержки на логистику, — считает Анастасия Кочнева. — Множество людей не готово платить региональному оператору за перевозку отходов на свалку. Население хочет, чтобы их отходы не наносили вред окружающей среде и здоровью. Интереса в развитии раздельного сбора и переработки у регионального оператора мы не видим. Тем более нынешнее федеральное законодательство не располагает к тому, чтобы такой интерес у него появился. Поэтому одним из выходов из сложившейся тупиковой ситуации может стать поддержка местного бизнеса, который занимается заготовкой вторичного сырья у населения, и привлечение инвестиций для строительства заводов по переработке некоторых фракций отходов.
Волонтеры движения «42» просят откликнуться на электронную почту ecomov42@gmail.com тех, кто внедряет раздельный сбор или является заготовителем, но не нашел себя на экокарте.