Студентка из Архангельска Наталья Ветюкова своим любимым делом пытается произвести маленькую революцию в сознании северянок. Она шьет многоразовые прокладки и менструальные трусы под брендом «Тряпочки». На это ее вдохновили желание оставлять меньше мусора на этой планете и стремление помочь женщинам полюбить и принять свое тело. Архангелогородка выбирает ткани с яркими принтами и совершенствует технологию пошива, чтобы обладательницы многоразовых средств гигиены чувствовали себя комфортно.
Мужчины задают вопросы
Наталья Ветюкова затевала этот проект как экомагазин. Шила мешочки и экосумки, но потом захотелось расширить ассортимент — так пришла к производству тканевых прокладок. Первые экземпляры создавала для себя в 2019 году.
— Они мне так понравились, что я решила продвигать идею тканевых прокладок среди женщин. Спустя пару месяцев меня стал вдохновлять пошив только прокладок, так как я понимала, какой вклад вношу не только для сохранения природы, но и для изменения отношения к менструации как к чему-то грязному и стыдному, — вспоминает Наталья.
Знакомые и родственники отнеслись к проекту очень позитивно. Они и сейчас поддерживают архангелогородку и помогают советами. Причем особенный интерес Наталья заметила у знакомых мужчин. Они искренне задавали вопросы, рассказывали своим подписчикам в «Инстаграме» о таком проекте.
— Подруги приняли эту идею, но долгое время не решались попробовать тканевые прокладки, — говорит архангелогородка. — А вот белье удивило, понравилось и не испугало абсолютно всех. Я очень горжусь менструальными трусами и считаю их лучшим изобретением для менструирующего человека. Но невозможно отрицать, что не всё общество готово к многоразовым средствам гигиены. Многие женщины вспоминают СССР и воспринимают современные прокладки иногда со злостью. Но я их понимаю! Советским женщинам пришлось нелегко. Протекающая марля с ватой, прикрепленная к белью булавкой, не отстирывающаяся кровь, страх, что кто-то узнает о том, что из женщины каждый месяц течет кровь, и что мужчины увидят тряпки.
Отсюда родилось название бренда «Тряпочки» — как способ переосмыслить прошлое и показать, что есть средства гигиены более экологичные, чем одноразовые прокладки и тампоны.
Без «20 слоев марли»
Наталья шьет менструальные трусы и многоразовые прокладки из натурального хлопка, льна и мембраны, которая делает их непромокаемыми и «дышащими» одновременно. К прокладкам прилагается водонепроницаемый мешочек, чтобы их можно было носить с собой.
— «Я думала, они будут толще» — эту фразу я вижу чаще всего, когда покупательницы получают посылку. Иногда кажется, что толщина их даже расстраивает, так морально готовились к «20 слоям марли». Но почему тканевые прокладки должны быть толстыми? — пишет в своем блоге Наталья. — На самом деле крови выделяется не так много, как кажется. И 2–4 слоя ткани легко впитают четырехчасовые выделения (в большинстве случаев). Для обильной менструации — плюс 1–2 слоя.
Наталья делает ежедневные прокладки и четыре разновидности для использования при менструациях с разными уровнями впитываемости. Трусы шьются по индивидуальным меркам и разных моделей.
— Если честно, то я начинающая предпринимательница, и различные схемы ценообразования и экономические модели даются мне очень сложно. Я приобретаю дорогие ткани, но ставлю относительно невысокую цену на готовые изделия. Например, сатин, использующийся в прокладках, стоит 790 рублей за метр, а интерлок (трикотажный материал. — Прим. ред.) для белья — 890 рублей за метр. Медицинская мембрана — это чудо, которое сложно найти на отрез и лучше покупать рулонами, но у меня небольшое производство, поэтому закупаю отрезы по 500 рублей за метр, — подсчитывает Наталья. — Часто те, кто только знакомится с тканевыми прокладками, представляют толстые тканевые подушки, которые приходится выстирывать часами, потом кипятить и всё равно после первого использования они будут выглядеть непрезентабельно. Но это заблуждение. Стирка ограничивается простым ополаскиванием и работой машинки, прокладки достаточно тонкие, а принты сохраняют свой цвет надолго. Мои первые белые прокладки спустя полтора года выглядят практически так же, как и вначале. Главное правило — холодная вода и использование кислородного отбеливателя или перекиси водорода на светлых тканях.
Тканевые прокладки прослужат в среднем около трех лет. Потом их придется выбросить, но Наталья предлагает их распороть и компостировать хлопок.
— Если покупать сразу набор на всю менструацию, то тканевые прокладки — это недешевое вложение. Однако они прослужат около 3 лет, в которые не придется в неожиданный момент бежать в магазин за покупкой привычных одноразовых. Чтобы покупка тканевых прокладок не была в тягость, то можно начинать с покупки 3–4 штучек и постепенно пополнять свою коллекцию. В долгосрочной перспективе они, конечно, выгоднее одноразовых. Хотя я не сторонница подобных расчетов, так как тканевые прокладки — это всё же не про экономию, а про заботу о своем здоровье, планете и про нормализацию отношения к своему телу, — считает девушка.
Даже в вопросе доставки заказа Наталья придерживается принципов экологичности. Она отправляет посылки не в пластиковом, а в очень плотном картонном конверте, который способен выдержать все «приключения» по дороге к адресату.
«На российском рынке здоровая конкуренция»
Поначалу это занятие было лишь хобби, но сейчас архангелогородка трансформирует это в нечто большее. Сейчас она учится на швею, делает сайт проекта и расширяет команду.
— Все изделия создают три швеи (я в их числе) и ателье, — говорит Наталья. — Мечтаю открыть свой цех и пространство, куда можно будет прийти посмотреть изделия, послушать лекцию, научиться шить тканевые прокладки. Единомышленников в эпоху глобальных сетей найти не трудно. Я общаюсь со многими мастерицами и брендами, производящими многоразовые прокладки. И часто отмечаю, что в основном на российском рынке здоровая конкуренция и человеческие отношения. Планов очень много, и я серьезно настроена развивать свой проект в ближайшие годы, так как он мне приносит множество эмоций (разных) и вдохновение.
Наталья замечает, что экологичные средства для менструации — специальные чаши, многоразовые прокладки и белье — становятся всё популярнее. Это видно на примере «Тряпочек»: спрос на продукцию превышает предложение.
Вы готовы отказаться от одноразовых средств женской гигиены?
Также почитайте наш текст про первый в Архангельске экомагазин, в котором продают многоразовые товары, бытовую не-химию для дома и натуральную косметику на разлив.