На заседании Дискуссионного клуба проектного офиса развития Арктики обсудили законопроект «О северном завозе». Встреча прошла 22 ноября в дистанционном формате.
Мария Перова, управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, сообщила, что субъектам РФ будут выдавать льготные бюджетные кредиты в размере 55,7 миллиарда рублей для северного завоза по ставке 0,1% годовых на срок до 3 лет. Помимо кредитования, регионы ежегодно смогут получать субсидии на компенсацию транспортных расходов в размере 9,5 миллиарда рублей. Эти меры поддержки будут оказывать в 2024–2029 годах.
По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, северный завоз сейчас осуществляется в 25 субъектах РФ для 3 миллионов жителей. Совокупная стоимость грузов — 87 миллиардов рублей ежегодно. Из 3200 тысяч тонн грузов 2340 тысяч тонн составляет топливо, 820 тысяч тонн — горюче-смазочные материалы и 50 тысяч тонн — продовольствие.
Евгения Шелюк, заместитель министра, начальник управления стратегического планирования, территориального планирования и государственных программ Министерства экономического развития, промышленности и науки Архангельской области, отметила, что при организации сезонного завоза сейчас каждый регион вынужден самостоятельно решать свои проблемы. Эксперт выразила надежду, что законопроект упорядочит взаимоотношения всех участников северного завоза и благоприятно отразится на стоимости доставки продукции.
Сергей Неустроев, первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия), подчеркнул, что регионам Арктики необходима господдержка не только при сезонном завозе, но и для увеличения степени самообеспечения.
Анна Шишигина, ведущий научный сотрудник Арктического научно-исследовательского центра Республики Саха (Якутия) и общественный представитель ПОРА в Якутии, обратила внимание на то, что для различных территорий необходимы уникальные условия организации поставок. Эксперт также подчеркнула, что когда речь идет о северном завозе, то автоматически предполагается завоз топлива, а продукты питания и лекарства часто остаются в тени.
Вице-президент Национальной гильдии профессиональных консультантов Вячеслав Марача также предложил исходить из ключевой роли государства в жизнеобеспечении северных территорий. По его словам, федеральный уровень власти должен разделять ответственность за организацию северного завоза с регионами и муниципальными образованиями, а также с бизнесом и местными сообществами.
Павел Иванкин, президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта, напомнил, что уже целый год в России действует Транспортная стратегия, рассчитанная до 2030 года. Он предложил синхронизировать положения законопроекта о северном завозе с этим документом в части опорной транспортно-логистической инфраструктуры.
По оценкам Александра Кугаевского, заместителя ректора Северо-Восточного федерального университета по аналитической и экспертной деятельности, расходы на транспортные перевозки продовольственных и потребительских товаров составляют около трети, треть приходится на расходы на хранение товаров, еще треть — стоимость обслуживания коммерческого кредита. Удешевление какой-либо из этих составляющих способно помочь снизить цены на конечную продукцию, полагает эксперт.
Первый заместитель гендиректора «Якутоптторг» Сайдам Степанов поделился опытом своей организации, который основывается на создании сети торгово-логистических центров и собственных транспортных мощностей для доставки их потребителям.
Координатор экспертного совета ПОРА и модератор мероприятия Александр Воротников подчеркнул, что развитие опорно-транспортной логистической инфраструктуры — это действительно важный вопрос реализации северного завоза. По мнению эксперта, важная роль в этом процессе должна принадлежать современным ледоколам.
— Северный завоз, кроме того что является необходимым условием выживания, представляет собой сложную административно-логистическую задачу. Чтобы успешно решить ее, необходимо наиболее точно определить параметры взаимодействия между регионами, федеральным центром и коммерческими распределительными структурами, транспортно-логистическими центрами. В этом может помочь экспертное, бизнес-сообщество, некоммерческие организации, консультанты по работе с рынками и практики, работавшие по завозу с советских времен, — подытожил генеральный директор ПОРА Александр Стоцкий.