Экономика подробности «Нечем и некому торговать — дорого»: почему в Архангельске закрывается и слабеет бизнес

«Нечем и некому торговать — дорого»: почему в Архангельске закрывается и слабеет бизнес

Предпринимателям тяжело вести дела после повышения налогового коэффициента К2

Проблемы возникли у предпринимателей без торговых залов — то есть у тех, кому принадлежат небольшие торговые точки

Предприниматели переживают за будущее бизнеса в Архангельске: из-за возросшего К2 налоговая нагрузка выросла практически вдвое. Приходится сокращать работников и отказываться от торговых площадей, а некоторые фирмы просто закрываются. Нововведение ударило по розничной торговле. Как оно мешает развиваться и что предлагается сделать, чтобы не уйти в убытки, — в материале 29.RU.


Налоговый шок: из 345 каждый десятый закрыл фирму



Для тех, кто занимается розничной торговлей в Архангельске, эти полгода были непростыми. С января для них повысили в 2,14 раза коэффициент К2. Это одна из позиций, по которой рассчитывается единый налог на вменённый доход.

Городская дума приняла решение ещё в апреле прошлого года, но многие предприниматели узнали об этом, когда пришла пора платить налоги. Некоторые из них обратились к областному бизнес-омбудсмену, который предлагает снизить коэффициент на 0,2 пункта. Пока ситуацию обсуждают чиновники, мы обратились к местным предпринимателям, которые рассказали, как решение гордумы повлияет на их дела. Большая часть решением недовольна.

Предприниматель Наталья на ситуацию смотрит скорее с позиции наблюдателя. Занимается она тем, что готовит для других фирм, работающих по вменёнке, налоговую отчётность. У неё есть своя маленькая статистика. Из 345 предпринимателей в сфере розничной торговли, не имеющих наёмных работников, каждый 10-й закрыл фирму после повышения К2. Остальные вдвое сократили штат и торговые площади. Бизнес становится для них убыточным.

— Они не могут по-другому. На этой неделе узнала, что на периферии города закрываются торговые центры. Там говорят: «Нам нечем и некому торговать, это дорого». У меня есть знакомый предприниматель, который до сих пор не может заплатить налоги за первый квартал. Те, кто более подкован в финансовом плане, их очень мало — перешли на другие системы налогообложения, где налоги платят не в бюджет города, а областной бюджет. Я говорю об упрощённой системе налогообложения, но это тоже нужно просчитывать у каждого предпринимателя. Нельзя сказать, что всем поголовно она будет выгодна, — считает Наталья.

Даже в крупных торговых центрах, по наблюдениям областного бизнес-омбудсмена, снижается количество местных арендаторов

О повышении коэффициента К2, как говорит Наталья, многие узнали в последний момент — в январе этого года — и были в шоке, потому что финансовая деятельность была распланирована на год.

— От налоговой инспекции были выложены документы, если я не ошибаюсь, чуть ли не 28 января 2019 года, когда уже предпринимать хоть какие-то попытки было поздно. А на сайте администрации, действительно, постановление было размещено в 2018 году еще в апреле. Но если вы не знаете, какой конкретный документ вы хотите найти, на этом сайте вы его не найдете. Да и предприниматели не настолько юридически подкованы, чтобы заходить каждый месяц и искать, что у нас депутаты напридумывали, — говорит Наталья.

Идут разговоры об упразднении налога на вменённый доход. Минфин России предлагает его отменить в 2021 году, в первом чтении эти поправки Госдума приняла в июле. Но легко ли будет предпринимателям перейти на другой налоговый режим?

— Почему мы всё же не хотим отказываться от применения вменённого налога? Вот этот костяк предпринимателей — это уже люди немолодого возраста, им за 30–40 лет. Они же много лет ведут предпринимательскую деятельность. Не имеют ни бухгалтерского, ни экономического образования, у них есть только опыт работы. И если сейчас их переключить на какую-то другую систему, где нужно будет вести какой-то учет касс, банков, вести документы по приходным операциям, какие-то бумажки хранить, — они к этому не готовы. Они этого не знают. И центров, которые этим занимаются, практически нет. Я лет 10 назад обращалась на курсы для предпринимателей. Там не дается того, что они должны знать и применять на практике, — рассуждает Наталья.

Предприниматели закрывают торговые точки, сокращают наёмных работников, лишь бы не потерять бизнес

Найти сакральный смысл для снижения налога


Областной бизнес-омбудсмен Ольга Горелова предлагает снизить К2 хотя бы на 0,2 пункта. Это хоть как-то облегчит жизнь предпринимателей. Расходы и так растут: малый бизнес обязали устанавливать онлайн-кассы, вводится обязательная маркировка товаров. На обсуждении в городской думе ей парировали начальник налоговой инспекции Архангельска Ирина Шишкова и представители городской администрации. Их аргументы против понижения коэффициента — малый бизнес скорее жив, а так называемые выпадающие доходы при снижении К2 нужно будет как-то возместить.

Если власти согласятся на сценарий бизнес-омбудсмена и К2 снизят, городской бюджет потеряет 80 миллионов рублей

А эти деньги, по мнению оппонентов Ольги Гореловой, могли бы пойти на социальную сферу или ремонт дорог. Однако она считает, что повышение налоговой нагрузки пока не дает тех результатов, на которые рассчитывала власть:

— Мы видим не совсем ту оптимистичную картинку, которая была изначально спрогнозирована инициатором решения. Насколько я помню, в этом зале мы обсуждали прогноз увеличения поступлений по ЕНВД — 70 миллионов рублей по коду. А на полугодие 2019 года эта цифра составила порядка 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В большей степени, наверное, это связано с увеличением коэффициента К1, нежели с увеличением К2.

С этим начальник налоговой инспекции города Ирина Шишкова не согласилась. По расчётам налоговой, экономический эффект от повышения К2 составит 66 миллионов рублей, и эта цифра близка к ожидаемой.

Общественная палата области поддержала предложение Ольги Гореловой. Дальше дело за архангельскими депутатами

— Экономических предпосылок для снижения ЕНВД в городе нет, — заявил замглавы города Даниил Шапошников. — Но с точки зрения поддержки малого предпринимательства, если такое решение будет принято, тем более, если выпадающие доходы будут компенсированы, то в этом появляется какой-то сакральный смысл.

А вот как компенсировать выпадающие доходы? Пока все с надеждой смотрят в сторону областного бюджета. Бизнес-омбудсмен пытается убедить руководство города, что этот вариант жизнеспособен.

— Руководство региона понимает и транслирует на всех площадках, что от развития бизнеса зависит развитие территории. Что платят предприниматели — это доходы бюджета, доходы для реализации социальных функций. Чем меньше будет предпринимателей, чем чаще они будут закрываться или уходить в другие регионы, тем меньше будет появляться доходная часть для реализации этих функций, — говорит Ольга Горелова.

Предложение бизнес-омбудсмена в октябре рассмотрят архангельские депутаты.

Если вы ведете бизнес, расскажите в сообщении на 29@rugion.ru, как сильно повышение налогового коэффициента К2 отразилось на ваших делах? Мы можем опубликовать вашу позицию в рубрике «Личное мнение», где могут высказаться все: люди с компетенциями разных сфер и с личным опытом, который может быть полезен другим.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления