На самом быстром учебном паруснике в мире сейчас проходят практику 40 архангельских курсантов мореходки. Для многих из них это первый выход в море. Сейчас судно на стоянке во французском Руане.
У причала Руана парусник стоит уже седьмой день. Курсанты «разбежались по Франции», шутит помощник капитана по радиоэлектронике Тимофей Курносов.
— Очень насыщенная стоянка. В Руане много достопримечательностей. На судне есть волонтёр — представитель принимающей стороны. Он организовывает пешие экскурсии и походы в клуб моряков, — рассказывает Тимофей.
Прогулка по Руану — это, скорее, приятный бонус для курсантов, а не цель рейса. Во-первых, вахту на учебном судне они всё равно несут. Во-вторых, работы много во время переходов из одного порта в другой. Всего практикантов 132 человека, треть из них — студенты Арктического морского института имени капитана Воронина.
— Все должны освоить специальность матроса. В течение первой недели практиканты сдавали зачёты. Только потом их допустили к работам на мачтах и с парусами. Несовершеннолетние наверх не поднимаются, остаются на палубе — это требование безопасности, — рассказывает старшина архангельской мореходки Дмитрий Гоглев.
Третьекурсник Арктического морского института Артём Леонтьев говорит, что выучить снасти на судне — одна из самых сложных задач на практике:
— Это мой первый выход в море. Мы обязаны знать каждую верёвочку, каждый парус и другие части рангоута — это все устройства для постановки парусов — и бегучего такелажа — это тросы и цепи. Сложно организму: здесь постоянная качка, и не очень большая площадь судна — особенно не прогуляешься.
Эта навигация — особенная для экипажа. «Миру» исполняется 30 лет. Он считается самым быстрым учебным парусником в мире. Практика на нём проходит круглый год, нынешняя смена в 2018 году — третья. Фрегат вышел из Санкт-Петербурга 12 сентября. И уже 21 сентября причалил в Таллине. Там судно открыли для посещения всем желающим. Практиканты сами водили экскурсии на борту.
В гостях у моряков побывали не только простые таллинцы, но и вице-мэры и сотрудники департамента культуры. Сами курсанты успели сходить в увольнение — посмотрели Старый город, Лётную гавань и древние бастионы.
— Чистые улицы, красивые пейзажи, архитектура — я в восторге, — рассказывает Артём. — Люди были так добры к нам, будто мы единственные моряки в целом мире.
В этом же время у соседнего причала пришвартовался барк «Седов». Два экипажа устроили соревнования по перетягиванию каната. Команда «Мира» одолела «седовцев».
После стоянки в Эстонии «Мир» ушёл во Францию. На подходе к Руану штурманы запросили помощь у местного лоцмана, чтобы без проблем зайти в порт.
— Очень непростой переход был из Таллина во французский Руан. Высота волны доходила до четырёх-шести метров примерно, ветер до 22–26 метров в секунду. В общем, шторм. Хорошая погода только была первые три дня рейса, до 18 сентября, — рассказал старшина Арктического морского института Дмитрий Гоглев.
По его словам, возвращение курсантов домой придётся как раз на сезон зимних штормов в Северном и Балтийском морях. Возможно, обстановка будет спокойнее в Датских проливах. Так что рейс «круизным» не назовёшь. На днях учебный фрегат должен отправиться в другой французский порт — Гавр. Затем он побывает в Дюнкерке. И в середине ноября причалит в Санкт-Петербурге. Напомним, в 2015 году парусник «Мир» посещал Архангельск.
Элла Микушева