На фото среди старшеклассников школы № 50 не сразу заметишь директора — Александра Сорокина. Кажется, что это один из популярных учеников, судя по тому, как его окружили девчонки. Александр Александрович — один из самых молодых руководителей школ Архангельска, хотя работает в сфере образования уже 14 лет. Почему для него важно быть другом ученикам, каким видит будущее российского образования и чего хотят современные подростки, он рассказал 29.RU.
Выбирал между продавцом в книжном магазине и школой
Сейчас Александру Сорокину 38 лет, он — один из самых молодых директоров школ в Архангельске.
Работа в школе - его стихия, но, когда-то поступая на истфак ПГУ, школьным учителем он себя вовсе не видел:
— В образование я попал случайно, хотя как можно говорить о случайности, если шел в педагогический вуз. И всё же мне рисовалась другая картинка будущего — окончание вуза, учеба в аспирантуре, научная деятельность — изучал историю либерализма в США, а потом и преподавание в университете.
Долгое время все шло по плану. Студенческая практика прошла в школе № 22 понравилась, но об учительстве все равно не мечталось. Окончив университет, Александр поступил в аспирантуру в Петербурге. Когда занятия закончились, наш собеседник задумался о работе.
— Все у нас уже нашли себе места, и я подумал: «А чего я дома сижу?» Выбор был между продавцом в книжном магазине и школой. Я вспомнил про свой опыт и устроился в школу № 543. Она расположена в московском районе Петербурга, напоминающем Архангельск, — рассказывает Александр Сорокин.
В 24 года он стал учителем и признается, что при первых встречах с классом пробивала нервная дрожь, но при этом было страшно интересно проверить себя. С годами, отмечает теперь уже директор школы, это чувство перед каждым уроком не пропало:
— Этот адреналин и позволяет зайти в класс, чтобы что-то делать, завоевывать их внимание. Пока каждый урок для тебя вызов, ты в профессии.
Через год в петербургской школе Александра Сорокина назначили заместителем директора по воспитательной работе. В 2011 году семья Александра вернулась в Архангельск: с того времени он работает в школе № 50: прошел путь от учителя до директора за восемь лет.
«
Я вижу, что растёт неравнодушное поколение»
Продолжает преподавать школьникам Александр Сорокин и сегодня. История, по словам учителя, тем и интересна как дисциплина, что в ней не бывает одного мнения, а всестороннее изучение каждого события помогает развить у ребят логическое мышление, научить их анализировать. Он любит обсуждения с учениками, в том числе и современного этапа истории, хотя это не входит в программу.
— Историю и изучают для того, чтобы найти объяснение нам сегодняшним, — поясняет Александр. — И вопросы вроде «А вы смотрели сегодня новости?» всплывают, даже если тема урока — Средние века. Ребята даже остаются после уроков, и мы обсуждаем происходящее.
Радует, что их волнует наша страна, мир, международные отношения. Я вижу, что растёт неравнодушное поколение.
Спросил, что изменить в школе. Ученики написали бизнес-план
По мнению Александра Сорокина, школьников отличает и весьма прагматичный подход к жизни. Он вспоминает, как сам рассуждал в их возрасте, как это делали его первые выпускники, — изменения произошли буквально за несколько лет.
— Они умеют увидеть всё в практичном для себя свете и чаще всего знают, чего хотят от жизни. Мы, как помнится, были более домашними, а на них влияет свободный выход в интернет, современная культура: всё это дает больше возможностей. При этом заинтересованы в том, чтобы менять пространство вокруг себя. Верят, что могут что-то изменить. Я с удовольствием прихожу к ним и спрашиваю: «Чего нужно изменить в школе?» — рассказывает Александр Сорокин.
Ученики формулировали свои идеи, писали под них бизнес-план. Теперь в фойе школы стоит автомат питания: идею подала одиннадцатиклассница, а директору оставалось только найти предпринимателя, который бы поставил его сюда. Также школьники получили сушилки и зеркало в туалете, новую столовую, напоминающую кафе. Эти дети, хоть и подростки, но уже стремятся быть успешными. И большинству путь к успеху рисуется через получение качественного образования:
— Сегодня недостаточно быть хорошим и красивым, нужно обладать современными знаниями. Ребята попадают в ситуацию конкуренции задолго до выпуска. Ещё в 10 классе они видят баллы, с которыми можно поступить в ведущие вузы, сразу понимают, как им нужно постараться. Многие сразу оценивают перспективы образования в будущем — думают, для чего оно им нужно.
Как учитель становится другом
Судя по фото в социальных сетях, школьники Александра Сорокина любят. Он со многими поддерживает связь и после выпуска учеников. Даже страничку во «ВКонтакте» когда-то завел, чтобы переписываться с учениками из петербургской школы. Как удается быть для подростков помощником и другом? Он говорит, что особого секрета нет: нужно быть с ними искренним.
— Ребята знают, что ко мне всегда можно подойти. Те, у кого я преподаю, могут спокойно зайти в кабинет, обратиться с вопросами. Буквально сегодня звонила ученица и спрашивала совета насчет репетитора по математике.
А еще я для себя вывел правило: ругать нужно от головы, без эмоций, а хвалить — от сердца.
Конечно, что во многом с учениками интересы расходятся: их увлечений рэп-музыкой и электроникой он не понимает. А вот в период работы в питерской школе даже поддерживал группу, которую создали школьники. Коллектив назывался «Слон», играли легкий рок и его приглашали на концерты.
В этой школе есть ЕГЭ, но про билеты тоже не забыли
Поработав в образовании 14 лет, Александр Сорокин видит в системе позитивные изменения. Особенно его радует, что российские школы потихоньку приходят к работе с современными технологиям.
— Сегодняшний школьник не будет реагировать на доску и мел, ему нужны современные технологии. А в подаче материала — интерактивные формы, — считает Александр.
ЕГЭ, по его словам, в целом благая идея: уравнять всех школьников, дать всем равные шансы для поступления в любой вуз страны. И в экзамене появляется больше заданий на логику, на знание альтернативных точек мнения — форма меняется. Но при этом на гуманитарных предметах не хватает личного контакта и устной речи ученика.
— Как мы проверим, развита ли у школьника монологическая речь, может ли он легко вести диалог? В советское время форма сдачи экзамена по билетам готовила выпускника к публичным выступлениям. Поэтому в нашей школе есть экзамен по билетам — его сдают с шестого класса.
Молодых преподавателей больше. Но что теряет город?
Перед самым началом учебного года мы писали о том, что в Поморье не хватает 249 педагогов. Ситуация с кадрами действительно тяжелая, говорит Александр Сорокин, особенно в городских школах:
— Мы привыкли, что в области не хватает кадров. А я вот встречался с выпускниками, и один из них мне говорит: «А зачем мне работать в вашей школе? Я поеду в ближайший пригород — там мне выделят жилье, дадут подъемные, коммуналка будет бесплатная». Это такой перекос в сторону сельских школ. Конечно, их нужно поддерживать, но город-то от этого теряет.
Сейчас в школах, как замечает наш собеседник, идет глобальная смена поколений — в кадрах молодежи становится больше, но уровень университетского образования в последние годы снижается.
— Мы имели хорошую подготовку в методике преподавания, а сейчас эти часы сокращены. Ребята приходят на практику — и вообще не знают, что делать. Ситуация порой не меняется, когда они уже приходят на работу. Приходится показывать свои конспекты, давать наставников, — говорит Александр Сорокин.
При этом молодые кадры со временем часто уходят — не в другую школу, а из профессии. И это, считает наш герой, всегда личная проблема администрации школы — не смогли заинтересовать специалиста.
Ещё одна тенденция — гендерные изменения. В его школе мужчины преподают не только физкультуру или ОБЖ. В коллективе три историка, учителя информатики и английского. Александр Сорокин считает, что стремление к равенству полезно:
— К нам идут учителя-мужчины, несмотря на стереотипы. Я считают, что в школе как женское, так и мужское влияние крайне важно. Большой процент детей сегодня воспитываются в неполных семьях. Мамы порой приходят и говорят: «Мы не справляемся». Тогда нужен человек, который будет примером, скажет своё мужское слово.
Мечта Александра Сорокина — превратить школу в пространство совместного проведения времени, и, кажется, получается. Вместе со школьниками учителя участвуют в спортивном турнире Mega Super Battle:
— На поле выходят команды учеников, выпускников и учителей. Мы играем с ребятами — проигрываем чаще, но при этом ученики видят нас с другой стороны. Потом мы возобновили в прошлом году КВН. В такие моменты они совсем по-другому смотрят на нас. Видят, что у учителя тоже огромный внутренний мир и свои увлечения, по крайней мере, мы к этому идем.