Конфликт из-за денег вспыхнул между родителями воспитанников детского сада № 131 «Радуга» в Архангельске. Родительский комитет считает, что нужно помогать дошкольному учреждению в том числе и с покупкой мебели. Другие семьи готовы сдавать деньги только на подарки и расходные материалы. Руководство детсада от помощи не отказывается и, по словам нескольких родителей, даже поощряет такие порывы. Дошло до того, что одна из матерей написала в соцсетях о травле со стороны инициативной группы, которая собирает деньги.
«Почему такая реакция?»
Марина Вишнякова выложила пост с просьбой о помощи в группе «Жесть по-архангельски» 3 октября. В ответ получила почти три сотни комментариев.
— Сегодня оповестила родителей нашей группы о том, что отказываюсь сдавать деньги (1800 рублей) на приобретение оборудования (мебель). Позже узнала, что объявлен дополнительный сбор на сумму 700 рублей, так же на мебель. Инициативная группа из 4 человек буквально устроила мне травлю. Перевела деньги, 1000 рублей за расходники, но мне их вернули обратно, по типу «ваши гроши не нужны». Видя столь горячую реакцию некоторых мам, теперь переживаю за ребенка, каково будет ему. В той группе в ВК, где происходила перепалка, теперь удален пост вместе с комментариями. Но я успела сделать скрины. До этого, с утра, в департаменте мне сказали, что воспитатель и заведующая не участвуют в сборе денег, а родители — группа инициативная и неподконтрольная. Детский сад 131. Может, кто-то даст хороший совет? И да, я не одна, меня поддерживают ещё родители, — написала архангелогородка.
В детский сад «Радуга» Марина водит младшего ребёнка второй год. Во «ВКонтакте» есть сообщества, где состоят родители, воспитатели и заведующая детсадом. Там обсуждают в том числе и благотворительные взносы (их так называют) на разные нужды учреждения — от покупки канцелярии до замены окон и мебели.
— В прошлом году активно собирали на детский городок. Проекты «выбрасывали», мамы обсуждали. Там мамы были взрослые, у них не по одному ребёнку, и они адекватно оценивали ситуацию. И у них не было такого, как нам предложили за 60 тысяч паровозик поставить, — рассказывает Марина. — В прошлом году собирали на соляную пещеру. Я сейчас нашла скрин — там немного поменяли, была немного другая бумага про сборы. Просто предлагалось родителям скинуться по тысяче рублей — это минимум. Было обозначено, что «скинете тысячу — две тысячи, столько-то сеансов», а в той бумаге было написано, что «вы купите эту пещеру, а ваш ребенок будет иметь право на скидку при посещении». То есть ты по скидке будешь ходить, а кто не платил — за полную цену.
Этой осенью начали собирать деньги на покупку новых шкафчиков для одежды. Марина только что вышла из отпуска. Это значит, что на аванс надо как-то прожить. Зарплата мужа уходит на оплату ипотеки.
— Если я до этого еще размышляла, давать ли деньги — там суммы набегали три тысячи, шесть тысяч за ребенка. Для меня эта сумма неподъемной оказалась, и я решила отказаться от приобретения этого шкафчика. Предварительно я позвонила в департамент и спросила. Департамент меня не поддержал особо. Сказали: «Вы первая, кто жалуетесь, у нас нареканий никаких к заведующей нет». Я спросила, как мой вопрос можно решить. Ответ был: «Скажите, что вас устраивает ваш старый шкафчик». Она сказала, что ни в коем случае ни заведующая, ни воспитательница не в курсе по сбору денег, это инициатива родительского комитета. Потому что они не имеют права участвовать в таких сборах. Я сказала, что мой супруг беседовал с ней (с заведующей. — Прим. ред.), и вот в беседе она сказала, что собирают деньги на шкафчики. Я ответственна за слова своего супруга. В департаменте ответили на это: «Ну неправда».
По словам Марины, отказ сдавать деньги женщины из родительского комитета восприняли в штыки:
— Мне написали, что всегда найдутся такие, как паршивая овца в стае, которая «против шерсти». Я расстроилась очень сильно, почему такая реакция? Я не хочу сдавать деньги. У меня их просто нет. Потом мне начали писать другие девочки, писать: «Марина, мы вот уже год в группу ходим, прекрасно понимаем. Я в нашей группе изгой». Тоже из-за родительского комитета. «Нас попросили сдавать на кровати». Другая пишет: «Я отказалась сдавать на окна». И их тоже игнорируют. Например, вчера я перевела тысячу рублей на канцтовары для сына. И эти деньги тут же вернули обратно с такими словами: «Ваши деньги нам не нужны. Я не собираюсь их принимать. И вообще, всё, что для вас было куплено, я уже сдала в магазин».
«Антисоциальные методы по "выбиванию" денег»
Мы поговорили с несколькими матерями, чьи дети ходят в детский сад «Радуга». И они подтвердили слова Марины Вишняковой. Но дали комментарии анонимно. Боятся, что такие заявления отразятся на отношении к их детям.
— Сначала собирали на мебель. Я, считая, что необходимо, сдала. А в конце года опять сбор, уже на окна. Не все родители были за. Часть отказалась, часть сдали, но неохотно. Для тех, кто не сдал, придумали месть. Создали группу во «ВКонтакте», где были все родители, что сдали на окна. В группе выкладывается основная информация, — говорит архангелогородка.
В отличие от Марины, эта женщина не стала никуда жаловаться. В первую очередь из-за позиции заведующей детсадом. По словам архангелогородки, в прошлом году после публичного обсуждения во «ВКонтакте» работы воспитателей родителям запретили создавать беседы в соцсетях, не пускали на утренники.
— При этом воспитатели у нас хорошие, дети с удовольствием идут в сад и никакого давления с их стороны мы на себе не ощущаем. Именно родительский комитет использует такие антисоциальные методы по «выбиванию» денег, настраивая и других родителей против несдавших, публикуя пофамильные списки и призывая к совести и ответственности. Но о чем речь, если обязанность по замене мебели и окон лежит на руководстве сада? Инициативные родители должны взывать к совести именно администрацию «Радуги», — замечает другая мама.
Она посчитала, что за прошлый год отдала в родительский комитет пять тысяч рублей. В эту сумму входят «повседневные нужды» — 2300 рублей, 1000 рублей на замену столов и покупку трёхъярусной кровати, которой не хватало в группе, 1700 рублей на пластиковые окна. Кроме этого, родителей просили принести краску, постельное бельё и посуду.
— Когда заведующая приходила к нам на собрание, она сказала: «Я не виновата, что люблю все красивое». Много говорила о благотворительности, о том, что родители должны помогать саду, — говорит женщина. — Эти сборы здесь — как обязанность. Вроде и добровольные, а отказаться страшно. Есть у нас родители, кто не согласен с таким положением дел, но все равно сдаёт, аргументируя это страхом за ребёнка. В начале года, когда собирали на столы и кровать, одна мама из родительского комитета прямо сказала: «Кто не сдаст, я пойду к Елене Геннадьевне и попрошу выдать старые топчаны», несмотря на то, что кровати хорошие в группе есть. Они куплены предыдущими родителями.
Женщина подчёркивает, что не против сдавать деньги на расходные материалы, обустройство детской площадки, подарки детям и воспитателям. Но на материально-техническое оснащение детского сада — нет.
— Также в нашей группе есть один ребёнок, чьи родители не сдали деньги на кровать и столы. Их попросили перетащить из другой группы другую кровать, и он спит на ней, хотя спальных мест достаточно и на новых трёхъярусных кроватках, — добавила она.
Собеседники 29.RU уточнили, что ребёнок до этого спал на новой кровати, но с сентября детей в группе прибавилось, и его «переселили». Хотя фактически в садик ходит меньше детей, чем значится в списках.
По словам ещё одной женщины, в начале октября объявили новый сбор денег — на покупку стеллажа с полками. Родительский комитет решил, что старый стеллаж представляет угрозу для детей.
Сдавать деньги нельзя запретить
В департаменте образования Архангельска на запрос 29.RU ответили, что просить о благотворительной помощи руководство детского сада может, в том числе через воспитателей или родительский комитет, письменно или устно. Поэтому чиновники не видят нарушений в покупке тех же шкафчиков. По данным департамента, родители пожертвовали на это 25 тысяч рублей, детский сад потратил на это 28 тысяч рублей «из внебюджетных средств».
— Приобретены шкафы для раздевания детей (26 штук), шкаф для одежды двухсекционный, тумба для хранения игрушек, используемых на прогулке, стол для родителей. Данная мебель по договору дарения родителей (законных представителей) воспитанников зачислена на баланс учреждения. Инициаторами обновления мебели являлись родители, педагогами группы и руководителем данное предложение было поддержано, так как, несмотря на исправное состояние используемой мебели в раздевалке группы, установлена она была 34 года назад (при вводе в эксплуатацию здания детского сада), — сообщили в департаменте.
Окна в «Радуге», которые не соответствуют требованиям, заменили «за счёт приносящей деятельности (платные услуги)». Остальные окна «отвечают необходимым требованиям». Но с оговоркой: если родители захотят на свои деньги поставить новые окна, никто их останавливать не будет.
Соляную комнату, а также ещё много чего сделали и отремонтировали «за счёт внебюджетных средств». Сумма немаленькая — 667 500 рублей. И список тоже длинный. На эти деньги восстановили два крыльца и кухонное оборудование, сделали косметический ремонт в нескольких помещениях, поставили окно в пищеблоке, покрасили заборы, поребрики, двери, купили стройматериалы, игрушки, постельное бельё и мебель. Заведующая Елена Корякина «за период своей руководящей деятельности» привлекла больше миллиона «депутатских» рублей на установку забора вокруг детского сада. Но заменить нужно ещё 150 квадратных метров ограждения. Из 80 квадратов собираются установить за счёт прибыли от платных услуг. Оборудовать соляную комнату согласились 96 родителей — это треть от общего числа. Те, кто сдал деньги, теперь получает скидку на платные занятия в ней. Их стоимость — 150 рублей.
Представители родительского комитета, с которыми удалось пообщаться, считают, что претензии к ним и к заведующей надуманны.
— В нашем детском саду самая лучшая заведующая, о которой и сотрудники, и дети, и родители могли бы только мечтать! Елена Геннадьевна — компетентный руководитель и замечательный неравнодушный человек. В детском саду, которым она руководит, трудится отличный сплоченный коллектив, в чем, я считаю, огромная заслуга заведующей, и дети каждое утро бегут в детский сад, потому что знают, что их встретят ласковые слова и заботливые руки любимых воспитателей. Я могу сказать по нашей группе. У нас никаких конфликтов нет, — прокомментировала одна из матерей.
Другая родительница высказалась «от лица пяти мам, свидетелей конфликта». По её словам, на родителей никто не давит и не заставляет сдавать деньги. Например, в сентябре было родительское собрание, на котором все 15 присутствующих поддержали решение купить шкафчики. Из 23 семей перевели деньги 22 на карту «казначея» группы, утверждает женщина:
— Одна из мам, которой, просим заметить, родительский комитет лично не звонил, не писал сообщения, не оповестив никого, сразу позвонила в департамент образования с жалобой и написала комментарий об этом под постом нашей группы, на что ей был задан вопрос, устроит ли её отсутствие канцелярских товаров и новогоднего подарка её ребёнку, потому что на это собиралась отдельная сумма (которую сдали 22 родителя из 23). После чего данная мама высказалась, что она сдавать не должна, так как её ребёнок постоянно болеет, обвинив в этом одну из родительниц, якобы её ребёнок заражает их.
По словам родительницы, возмущается одна Марина Вишнякова, которая «кого угодно в состоянии оскорбить и постоять за себя». А родительский комитет занимается благим делом — помогает бюджетному учреждению, которое плохо финансируется:
— Скажите, пожалуйста, есть федеральный закон, в котором прописано, что канцелярские товары должен покупать детский сад? На сайте каждого учреждения есть план ФХД, обращайтесь туда и увидите, сколько выделено учреждению и на что, а в конце года есть отчёт об исполнении этого плана.
В областном Министерстве образования считают, что оснований для проверки в детском саду «Радуга» нет. Также в ведомстве уточнили, что заведующая «с просьбами выделения средств на нужды, финансируемые из местного бюджета, не обращалась».
А как вы бы поступили в такой ситуации?