Многие российские вузы с недавнего времени вернулись к дистанционному обучению из-за роста заболеваемости коронавирусом. В Архангельске это коснулось только САФУ имени М. В. Ломоносова. Далеко не все студенты очной формы, которые платят за учебу, обрадовались такому положению дел. Есть мнение, что на удаленке некоторые преподаватели предпочитают просто раздавать задания, нежели читать развернутые лекции и проводить семинары по видеосвязи. Самостоятельной работы у студентов стало больше, а платить приходится, будто и нет никакого дистанта. Разбираемся, есть ли законные основания для пересмотра стоимости обучения и что об этом думают в вузах.
Скидок не будет?
Будущий лингвист, студентка четвертого курса САФУ Анна Шуклинова считает, что дистанционное обучение должно стоить дешевле, чем обычные занятия в университете.
— Цена за обучение меня не устраивает, потому что она неоправданно высокая. И дистанционка в любом случае должна быть дешевле, так как дистанционное обучение — самостоятельное обучение. У нас больше тех преподавателей, кто кидает задания, нежели выходит на видеосвязь. Приходится самостоятельно разбираться с этими заданиями, а это достаточно проблематично, особенно когда предмет новый, — говорит девушка.
С ней согласен студент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, высказавшийся на условиях анонимности:
— За дистанционку, мне кажется, нужно платить меньше. Мы это обсуждали с одногруппниками. За свет сами платите, за интернет сами, когда на дистанте 24/7 сидишь за компьютером. И САФУ еще полностью деньги забирает. На дистанционке мы были как заочники, нам просто задания отправляли и всё. В САФУ и так цены за обучение высокие, в Питере можно дешевле выучиться. И получается, соотношение цены и качества страдает. Все были в шоке, никто не понимал, как процесс обучения организовать даже.
В администрации Северного Арктического федерального университета не планируют пересматривать стоимость обучения из-за перехода в онлайн. Основной аргумент — плата не зависит от формы обучения (очная, очно-заочная или заочная). Не имеет значения, по мнению руководства вуза, и то, как общается преподаватель со студентами — офлайн или по видеосвязи.
Если в семье учащегося появились финансовые проблемы, то можно оформить рассрочку платежа. Этот механизм, напомнили в САФУ, существует давно. Он доступен студентам всех направлений.
— У любого студента есть возможность написать заявление на рассрочку, после чего с ним заключается дополнительное соглашение, в котором прописываются количество платежей, их суммы и сроки. За период с марта по август 2020 года в адрес руководства университета поступили три запроса о понижении платы за обучение или о рассрочке платежей по причине трудного финансового положения, один запрос был получен в сентябре (от родителя студента). Все запросы поступили от студентов направления подготовки «Юриспруденция», — сообщили в федеральном университете.
В СГМУ дистанционное обучение не вводили. Но мы все равно спросили у руководства вуза, понизят ли плату для студентов, если все-таки придется перейти на онлайн-формат. Нам ответили, что переход на дистанционное образование никак не влияет на качество преподавания и саму образовательную программу, форму и сроки обучения. Поэтому онлайн-обучение дешевле не будет.
В медуниверситете добавили, что стоимость обучения на первом курсе на 2020–2021 годы осталась такой же, как в прошлом учебном году. Стоимость на втором и последующих курсах не увеличена даже на процент инфляции. С марта этого года до середины ноября студенты не просили о снижении платы за обучение. Но были просьбы об отсрочке или рассрочке платежей — поступило примерно 80 заявлений. Все они были удовлетворены.
— Предоставлена отсрочка (в том числе рассрочка) оплаты обучения студентам факультета экономики и управления, педиатрического факультета, факультета клинической психологии, социальной работы и адаптивной физкультуры, лечебного, факультета медико-профилактического дела и медицинской биохимии, среднего профессионального образования, — перечислили в вузе.
Что делать студентам?
По информации издания «Медуза», в ноябре группа студентов МГУ имени Ломоносова, обучающихся по контракту, подготовила коллективный иск с требованием сделать перерасчет. После этого уполномоченная по правам человека при президенте РФ Татьяна Москалькова назвала «целесообразным» пересчет платы за обучение в вузах. В своем докладе о защите прав человека в пандемию омбудсмен указала, что студенты заплатили за очную форму обучения, но по факту получили иное — дистанционный формат.
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ СОЗДАНО И РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, ИЛИ РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Архангельский адвокат Леонид Кожевников согласен с тем, что добиться скидки на обучение можно через суд. Причем лучше подавать коллективный иск — он привлечет внимание к проблеме и покажет масштаб несогласия студентов с ценами на обучение. Но сначала нужно попытаться добиться скидки в университете. И только с письменным ответом руководства уже идти в суд.
— Речь идет о том, что студенты оплатили очное обучение, а потом институт переходит на дистанционное обучение. В данном случае ухудшается, как я понимаю, качество предоставленных услуг. Нужно обратиться в ректорат и попросить снизить цену. В заявлении указать, что условия договора были изменены, а меня не поставили в известность, ухудшилось мое положение как студента — теряю визуальный контакт с преподавателями, не могу ему задавать вопросы, приходится разбираться самому. В данном случае я не могу получить тот уровень образования, который я получал при очном посещении занятий, и поэтому на основании изложенного я прошу в разумных пределах сделать снижение цены по данному договору. Когда ректорат ответит, надо посмотреть их аргументы. Если ответ нас не устроил, нужно обращаться в суд. Обязательно мотивировать тем, что качество предоставления услуг по договору ухудшилось и что дистанционное обучение не было прописано в условиях договора, — объясняет адвокат.
Но мы помним, что вузы аргументируют отказ в скидке тем, что в условиях договора со студентом нет ничего о дистанционной форме обучения. Леонид Кожевников считает, что этот момент может стать козырем в руках студентов.
— Из такого ответа как раз и следует, что студенты не были поставлены в известность, их не спрашивали, устроило бы их это или не устроило. Может, они бы пожелали выбрать какой-то другой вуз вообще или отказаться от такого обучения. И это не оговорено в договоре, — говорит Леонид Кожевников. — Получается, что одна сторона по договору изменила условия и поставила перед фактом выполнения другую. Нарушает ли это права студентов? С точки зрения юриста, нарушает. Я считаю, что нужно изучить договор, и, если там нет никаких оснований для изменения — то есть этой формы перевода на дистанционку не оговорено, — у студентов есть возможность поспорить, что это ухудшает их положение.
Ранее преподаватель САФУ рассказала, что думает о переходе на дистанционку, а выпускница вуза поделилась впечатлениями от онлайн-защиты диплома.