Массовый переход на дистант потребовал от педагогов и руководителей вузов страны быстрых и прогрессивных решений. Например, в Архангельске преподаватели САФУ завели для студентов чаты в мессенджерах и социальных сетях, круглосуточно были на связи в электронной почте, начали вести лекции в онлайн-формате, активно пользовались платформой Microsoft Teams, чтобы контролировать выполнение заданий и обмениваться файлами. Еще несколько лет назад САФУ разработал платформу для дистанционного обучения Sakai. В ней студенты отслеживали приказы, оценки, зачеты, проходили некоторые курсы и тесты по предметам, проверяли, начислена или нет стипендия. В этом году платформу начали активно дорабатывать и расширять функционал.
Массовое обучение в онлайне стало новым явлением для всех. Иногда существующих функций приложений и платформ катастрофически не хватало и студентам, и преподавателям. На этот запрос быстро откликнулись телеком-операторы. Так, МТС начал активно внедрять технологию виртуальной реальности для образовательного процесса в вузах.
Да, это лишь кажется, что VR нужна только для игр и фильмов, и у МТС есть большой опыт применения технологии в сфере развлечений. Уже больше года оператор использует VR, чтобы обеспечить зрителям эффект присутствия на концертах популярных артистов, которые проходят на платформе МТС Live. Однако в компании считают, что это далеко не единственная точка приложения VR-решений.
— Технологии виртуальной реальности наиболее востребованы в тех областях, где необходим эффект присутствия: в сфере развлечений и туризма. Так, например, больше года назад МТС запустила сервис онлайн-трансляций и просмотра записей в VR с массовых мероприятий и концертов, и только за время самоизоляции трансляции на платформе МТС посмотрели более 50 миллионов зрителей со всего мира. И это одно из неоспоримых преимуществ цифровых технологий — они стирают границы, — отмечает директор филиала МТС в Архангельской области Григорий Бедрин. ─ В этом смысле образование — еще одно перспективное направление для применения VR-решений. Поскольку они позволяют сделать образовательный процесс более однородным, независимо от формы обучения или месторасположения студентов и преподавателей.
Рассмотреть африканскую гробницу, находясь в Кембридже
Сегодня виртуальную реальность всё чаще используют в самых разных сферах — от маркетинга до строительства и промышленной безопасности. Еще задолго до пандемии, в 2018 году студенты-антропологи из Кембриджа вместе с учениками в Восточном Китае одновременно изучали символы на гробнице, расположенной в Африке. Благодаря VR-разработке компании Doghead, студентам даже не пришлось покидать стены учебных заведений: они управляли аватарами в виртуальном классе, куда были загружены 3D-модели гробницы.
В Йельском университете с помощью VR студенты учились делать хирургическую операцию на желчном пузыре. Группа, использовавшая дополненную реальность, выполнила задачу на 29% быстрее своих коллег, которые проходили тренировку в привычном формате, и в шесть раз реже ошибалась.
В России цифровизация образования идет не такими темпами, как в Европе и США, но уже сегодня внедрение новых технологий включено сразу в несколько национальных проектов: «Образование», «Цифровая экономика», «Цифровая школа» и «Современная цифровая образовательная среда».
Посидеть на паре в виртуальной реальности
Уже есть успешные примеры использования технологии VR в вузах страны. В начале декабря МТС вместе с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» запустили проект по организации онлайн-трансляций из учебных аудиторий, в том числе в VR-формате. Технологическим партнером МТС выступила компания Lookport, резидент второго набора Центра 5G MTS StаrtUp Hub.
Чтобы студенты ВШЭ смогли изучать предметы на онлайн-лекциях в формате дополненной реальности, шесть лекториев Москвы оборудовали панорамными видеокамерами 360 градусов и видеокамерой с функцией автослежения за перемещением преподавателя по аудитории.
Это не просто технологии ради технологий — видео-конференц-связь в формате сферического видео и виртуальной реальности обеспечивает эффект присутствия и облегчает восприятие материала. На специально созданном портале студенты одновременно могут видеть преподавателя и его презентационные материалы или учебную доску. Поскольку трансляция поддерживает стандарт видео 4К 360 градусов, если студент использует VR-очки, он может перемещаться по картинке, просто поворачивая голову. Все лекции сохраняются в записи целый год. Так что, если лекцию пришлось пропустить, к материалу всегда можно вернуться.
— У нас разработан амбициозный проект «Межкампусный курс». Преподаватель сможет читать курс студентам в аудитории в Москве, но его одновременно могут прослушивать и включать в свои индивидуальные учебные планы студенты в Санкт-Петербурге, Перми и Нижнем Новгороде, которые получат возможность подключаться к трансляции онлайн. И наоборот, студенты в Москве смогут присутствовать на занятиях преподавателей региональных кампусов. Для синхронизации образовательного процесса в Вышке была сделана единая сетка расписания, ─ прокомментировал старший директор по цифровой трансформации НИУ ВШЭ Алексей Чукарин.