СЕЙЧАС +26°С

«Убивают время». Выпускница из Архангельска рассказала, почему в 10-м классе перешла на домашнее обучение

Это было ее собственное решение, родители поддержали

Режим школы или собственное расписание? Ася выбрала второе

Режим школы или собственное расписание? Ася выбрала второе

Поделиться

Ася Фомина — выпускница из Архангельска с особенным опытом, который не все рискнут повторить. И школьники, и родители, да и учителя к такому не привыкли: когда ученик не приходит на уроки и отчасти предоставлен сам себе. Еще в 9-м классе Ася поняла, что график, формат и эффективность учебы ее не устраивают, приняла решение перейти на домашнее обучение. В этом году она окончила школу, в которой уже давно — редкий гость. Ася рассказала, почему перестала заниматься с классом, как это вообще организовать и что она сдавала вместо ЕГЭ.

«С 9-го по 11-й класс учат одному и тому же»

Ася Фомина — активная защитница экологии, о рисках для природы думала еще в детском садике, а осознала свою роль в этом в 2018 году, сейчас она координаторка молодежного движения «42». Также время от времени помогает другим экологическим организациям, например Российскому социально-экологическому союзу.

Можно быть отличником, но тогда нужно посвятить себя зубрежке целиком — Ася сделала выбор в пользу интересов

Можно быть отличником, но тогда нужно посвятить себя зубрежке целиком — Ася сделала выбор в пользу интересов

Поделиться

С 1-го класса Ася Фомина училась в 27-й школе, потом перешла в эколого-биологический лицей и проучилась там около трех лет, как говорит сама, уклона на экологию там почти нет: «Учителя без воодушевления слушали все мои рассказы про климатический кризис, раздельный сбор и промышленные загрязнения». Завершила обучение юная архангелогородка уже дома — в 10-м и 11-м классе в школу не ходила, и этому есть объяснение:

— На мой взгляд, бессмысленно тратить около десяти часов ежедневно на уроки, которые тебе ничего не приносят. К 9-му классу я поняла, что хожу в лицей, только чтобы поговорить с одноклассниками, потому что программу, которую дают школьникам, растягивают безмерно, и с 9-го по 11-й класс учат одному и тому же.

Уже в 8–9-м классе ей хотелось быть активнее, чем позволял школьный режим:

— Однако уже тогда я ездила на олимпиады, работала, занималась активизмом, читала и общалась с людьми. Я делала то, что мне нравится, и то, что определяет меня сейчас. Экзистенциальные мысли были причиной для перехода на домашнее обучение. Толчком в реальности к этому была гомофобная выходка лицейской учительницы по литературе. Тогда я поняла, что больше невозможно это терпеть.

Мы спросили у Аси, что это была за «выходка». Оказывается, с этим связана одна история.

— В 10-м классе на уроке русского языка мы тренировались в написании резюме. Один из вопросов был про семейное положение, и я тогда заявила о своей позиции, что каждый имеет право вступать в брак, с кем хочет. Как «любимицу» учительница попросила меня зачитать домашнее задание, и когда я дошла до графы с семейным положением, она попросила меня остановиться. Она говорила что-то по типу: «Что ты такое написала? Это неправильно! Мужчина может быть только с женщиной и женщина — с мужчиной!» И так далее. После этой ситуации она демонстративно перед классом говорила мне всякую ерунду, ставила мне двойки за стихи и заставляла вытирать доску после уроков. Кажется, что в этом нет ничего такого.

— Поэтому хоть мне и хотелось разозлить ее в ответ, но я решила не тратить свои ресурсы на это и просто ушла из лицея.

Когда Ася уходила, одна учительница сказала ей, что глупо уходить на домашнее обучение человеку, который так хорошо учится, — побеждает в олимпиадах и имеет другие успехи:

— Говорила, что так я сломаю свое будущее и не поступлю в институт.

Проблем с оценками не было

Иногда ученики не хотят ходить в школу, если есть проблемы с успеваемостью, — это не про опыт Аси. В школе № 27 она училась хорошо, пятерок было даже больше, чем четверок. В лицее программа стала сложнее, но уже тогда, как говорит наша собеседница, она «не была заинтересована в зубрежке».

— Вместо этого я занималась своими делами. В принципе, если бы у меня не было никаких увлечений в жизни, я могла бы быть отличницей и закончить лицей с золотой медалью, но с учетом собственных интересов я окончила школу с обычным аттестатом хорошиста, — говорит Ася.

Вместо ЕГЭ она сдавала ГВЭ — упрощенную форму экзамена для тех, кто не поступает в вуз и просто хочет получить аттестат. Сдала математику и русский на 4.

Что делать, если хочется знаний, но не тех, что дают на уроке? Она нашла свой выход

Что делать, если хочется знаний, но не тех, что дают на уроке? Она нашла свой выход

Поделиться

Реакция родителей

Когда Ася решила перейти на домашнюю форму обучения, она честно рассказала родителям почему.

— Они согласились и помогли решить все вопросы с документами. По большей части мне разрешили перейти, потому что я и так почти не ходила в школу. Могла неделями не приходить на уроки, и это было замечательно.

Как всё устроено на дому

Ася отметила, что окружающие приняли ее решение положительно, а одноклассники интересовались, как перейти на домашнее обучение, она объяснила суть и нам:

— Переход занял около двух недель, из формальностей — пара бумаг. Только если вы учитесь в лицее или гимназии, лучше уйти оттуда в школу по месту жительства и там оформляться на домашнее обучение. Если останетесь в лицее, учителя нарочно будут усложнять аттестации, а значит, придется больше тратить времени на подготовку к ним.

Пока сверстники зубрят, можно, например, отправиться в экспедицию с местными экоактивистами

Пока сверстники зубрят, можно, например, отправиться в экспедицию с местными экоактивистами

Поделиться

Интересуемся, как выстраивается сам процесс на дому. Нужно ли, как всем, сдавать экзамены? Кто контролирует тебя? И как распределяется время.

— Вы сдаете только полугодовые аттестации по всем предметам: приходите раз в полгода, выбираете даты для сдачи аттестации и потом просто пишете контрольные работы. Больше от вас никому и ничего не нужно. Система оценивания контрольных работ была пятибалльная и не отличалась от других учеников образовательного учреждения. В конце 11-го класса я, как и все, сдала экзамен, но не ЕГЭ, а ГВИ — упрощенные экзамены для тех, кто не поступает в вуз. Сдавать их было суперлегко, я не волновалась и не готовилась.

Конечно, Ася готова долго описывать плюсы домашнего обучения. Утром не нужно куда-то вставать и ехать. Не нужно делать домашние работы. «Не нужно стрессовать из-за всяких глупостей», как говорит Ася:

— А если вы планируете сдавать ЕГЭ, то к нему можно лучше подготовиться, потому что не будет ежедневных учебных нагрузок. У меня была та же самая программа, что и у обычных ребят. Взаимодействовала с ней я за два дня до аттестации по предмету, чтобы сократить до минимума время, уходящее на школьное обучение. В итоге я училась только два месяца в году — когда нужно было сдавать полугодовую аттестацию по всем предметам, — говорит выпускница. — Всем, кто планирует перейти на домашнее обучение, я бы посоветовала просто решиться. Не нужно бояться, потому что всегда можно вернуться на обычную форму обучения, если такой формат вам не подходит.

А что теперь? На этот наш вопрос Ася рушит на раз стереотипы и популярные ценности:

— Я никуда не буду поступать, потому что считаю, что высшее образование нужно только для получения глубоких знаний и занятия наукой. До 23–25 лет я не вижу в этом смысла. Пока тебе 18, нужно просто жить и работать.

По теме

  • ЛАЙК4
  • СМЕХ4
  • УДИВЛЕНИЕ3
  • ГНЕВ2
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости СМИ2